RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

Алла Демидова. Биография актрисы

К материалу "Владимир Путин поздравил с днем рождения актрису Аллу Демидову"  

Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 в Москве. Выросла в Замоскворечье. С детства увлекалась театром и мечтала стать актрисой.

В 1954 «по причине плохой дикции» не поступила в Театральное училище им. Б.В.Щукина, зато в том же году успешно сдала экзамены в Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова (экономический факультет), где играла в студенческом театре под руководством Р.Быкова.

Дебют А.Демидовой - роль служанки леди Мильфорд (Коварство и любовь Ф.Шиллера). В 1959 все же поступает в Театральное училище им. Б.В.Щукина (курс А.Орочко), в 1964 заканчивает его с отличием.

В 1964 А.Демидова исполняет роль госпожи Янг в спектакле Добрый человек из Сезуана (реж. Ю.Любимов), становясь одной из ведущих актрис только что открывшего Театра на Таганке. Наиболее яркие роли: Гертруда (Гамлет У.Шекспира), Эльмира (Тартюф Ж.-Б. Мольера), Раневская (Вишневый сад А.Чехова), Маша (Три сестры А.Чехова), Марина Мнишек (Борис Годунов А.Пушкина), Электра (Электра Софокла).

Одна из первых работ в кино - роль поэтессы Ольги в Дневных звездах (реж. И Таланкин, 1968). Демидова заявила о себе как об актрисе истинно драматического темперамента и, вместе с тем, сдержанной, чуть суховатой манеры игры. В роли Марии Спиридоновой (Шестое июля, реж. Ю.Карасик, 1968) Демидова приблизилась к трагедии, передавая фанатичную одержимость идеей, непреложную уверенность в собственной правде. Четко была отработана и пластика образа, которая являлась выражением характера: прямая спина, твердая походка - признаки подавленной женственности, аскетической духовной красоты.

Среди прочих киноролей А.Демидовой - кроткая до самозабвения, отдавшая себя близким кузина Пашенька (Живой труп и Отец Сергий Л.Толстого), бравурная чеховская Аркадина (Чайка), блаженная и полубезумная хромоножка Лебядкина (Бесы Ф.Достоевского).

Демидова принадлежит к числу мастеров широкого диапазона, редкой самостоятельности, смелости творческих решений. Так, сыграв в 1988 главную роль в спектакле Федра (по пьесе М.Цветаевой), поставленной по её инициативе Р.Виктюком на Таганке, она организовала свой «Театр А», отделившись, таким образом, от любимовского коллектива.
С Федрой и следующей постановкой, осуществленной греческим режиссером Теодором Терзопулосом - пьесой Квартет (драматург Х.Мюллер), она объездила многие фестивали, обретя мировую известность.

Смелым сценическим опытом явился сыгранный актрисой моноспектакль Медея Эврипида - Х.Мюллера, который стал своего рода завершением «античной трилогии» А.Демидовой. 

Уже давно в театре, в концертной деятельности и на телевидении Демидова утвердила собственную, сугубо индивидуальную манеру чтения стихов и прозы. В 1982 она читает «от автора» текст Пиковой дамы (реж. И.Масленников), вступая в действие то как тайная свидетельница, то как участница происходящего.

А.Демидова также работает с А.Васильевым в пушкинском спектакле Каменный гость театра «Школа драматического искусства», на концертах в сопровождении музыки, которая становится собеседницы актрисы, читает Реквием и Поэму без героя А.Ахматовой. Широкой публике известны ее телевизионные интерпретации произведений А.Пушкина, И.Бунина, поэтов Серебряного века.

В 1990-е среди прочего А.Демидова снимается в фильмах Маленькая принцесса, где она играет характерную роль злой англичанки, и Незримый путешественник, где с психологической точностью ею выстроен образ императрицы Елизаветы Алексеевны.

Одна из последних по времени работ А.Демидовой - еще один спектакль, явившийся результатом сотрудничества с режиссером Т.Терзопулосом, - Гамлет - урок. Совместная работа греческого театра «Аттис» и «Театра „А"» не случайно имеет в своём названии оттенок ученичества. Здесь есть нечто от мастер-класса: порывы к трагедии обрываются ироническими обращениями к зрительному залу. Демидова играет и Гамлета, и Гертруду, и Офелию поочередно. Все это, скорее, сон Актрисы о «великой трагедии», где видения наплывают друг на друга, наслаиваются, как разноцветные кимоно - «грезы» - атрибуты то Гертруды, то Офелии. В зазеркалье сна все перемешано и хаотично: монолог обрывается, едва начавшись, скульптурность канонической позы Востока перетекает в нервно-пластическую динамику и обрывается долгой безмолвной паузой.

В одном из интервью на вопрос о состоянии театрального дела в нашей стране Демидова заметила: «...Язык театра во всем мире переживает кризис. Есть театры, которые ищут что-то новое, - в Греции, Японии, Германии. А кто [в России] рванет ленточку первым, как Таганка в 60-х?.. Кому Бог таланта пошлет, но дело явно за молодыми...» О самой же сути актерского ремесла А.Демидова говорит следующее: «Полностью перевоплотиться в другого и в то же время остаться самим собой - в этом раздвоении величайшая трудность и сладость профессии. И чем дальше от себя - тем интереснее играть. Меня не интересует в ролях быт. Меня интересуют роль-тема, роль-сильный характер, роль-сильная личность».

В последние годы Алла Демидова много времени уделяет литературному труду, в частности она является автором следующих книг: Вторая реальность; А скажите, Иннокентий Михайлович; Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю; Тени Зазеркалья; Бегущая строка памяти. Жанр её книг - мемуары, эссе, размышления о природе театра.

По материалам  krugosvet.ru 

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz