ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

КОРОВИН Константин Алексеевич (1861-1939) — один из самых крупных русских живописцев, художник-монументалист, театральный художник, основоположник импрессионизма в России.

Эстетическая концепция и живописная система импрессионизма определяют общий характер творчества К. А. Коровина, своеобразие его манеры. К импрессионизму его подводила прежде всего его страстная любовь к природе, зародившаяся у него в детстве и сохранившаяся на всю жизнь. Еще ребенком, сам того не осознавая, он пытался разрешить основную задачу импрессионистической живописи — передать в цвете сиюминутность постоянно изменяющейся природы. Первое представление об импрессионизме К. А. Коровин получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1875 г. Там он знакомится с творчеством передвижников, но, отдавая дань их искусству, ищет новые пути в живописи. Большую помощь в этом молодому художнику оказал А. К. Саврасов, в пейзажный класс которого переходит К. А. Коровин после года обучения в училище. Под руководством учителя он много работает на пленэре в московских пригородах и, свободный от каких-либо ограничений, пытается выразить на холсте переполняющую его радость от восприятия жизни, солнца и света. После неудавшейся попытки продолжить образование в петербургской Академии художеств Коровин возвращается в училище, где появился новый преподаватель — В. Д. Поленов, первый русский пленэрист, познакомивший своих учеников с творчеством импрессионистов и их предшественников — барбизонцев. Ранние работы К. А. Коровина отличаются явно намеченным пленэризмом, выразившимся в большей воздушности, колористической чистоте, пока еще несмелых голубоватых тенях и в атмосфере искренней радости от общения с природой («Ранняя весна», 1870-е, Третьяковская галерея, Москва). Первой понастоящему импрессионистической работой не только в творчестве К. А. Коровина, но и во всем русском искусстве явился «Портрет хористки» (1883, Третьяковская галерея, Москва), в котором рождение прекрасного образа было обязано исключительно выразительным средствам новой живописной манеры.

«Зимой». 1894 г.

В 1880-х гг. К. А. Коровин совершает поездку в Париж, где воочию знакомится с работами импрессионистов, отмечая несомненную близость их полотен и своего творчества. Впечатления от этого путешествия выливаются в целый ряд картин, в которых художник последовательно развивает свой живописный метод («За чайным столом», 1888, Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова; «В лодке», 1888, Третьяковская галерея, Москва).

Его краски становятся чище и светлее, композиция — более свободной, асимметричной, подчас фрагментарной, ракурсы — острее и смелее. К. А. Коровин вводит в пейзаж современного городского человека, который смотрит на природу глазами горожанина, приехавшего отдохнуть и развлечься.

В 1888 г. Коровин едет в Италию, а затем в Испанию и Францию. В Италии он впервые обращается к жанру городского пейзажа, воплотившегося в тонких по цвету этюдах, написанных мелким мазком («Улица во Флоренции в дождь», 1888, Третьяковская галерея, Москва). Знакомство со старыми испанскими мастерами приводит К. А. Коровина к открытию новых красочных гармоний, заставляет по-другому взглянуть на черный цвет и оттенки серого («У балкона. Испанки Леонора и Ампара», 1888-1889; «Портрет О. Н. Алябьевой», 1889 — обе в Третьяковской галерее, Москва).

В середине 1890-х гг. период ученичества в творчестве К. А. Коровина заканчивается, что ознаменовалось появлением картины «Зимой» (1894, Третьяковская галерея, Москва) и серии этюдов, написанных во время поездки на Север («Гаммерфест. Северное сияние», 1894-1895, Третьяковская галерея, Москва). Большое место в его творчестве начинает занимать урбанистический пейзаж. Подобно импрессионистам, он воспринимает город как новую природу, как некий источник новых воздушных и колористических эффектов. В 1890-е гг. он предпочитает мотивы, в которых город сливается с природой — горами, морем, рекой. Его любимая тема — таинственные силуэты кораблей, черные контуры гондол, подчеркивающие сияние вызолоченных солнцем венецианских дворцов, пестрые базары у пристани и на площади. Самая большая и интересная в художественном отношении — серия картин, посвященных Парижу («Парижское кафе», конец 1890-х; «Ночная улица. Париж», 1902; «Париж. Кафе де ля Пэ», 1906; «Париж. Бульвар капуцинок»; «Париж ночью. Итальянский бульвар», 1908 — все в Третьяковской галерее, Москва; «Париж ночью», 1911, Областная картинная галерея им. Б. М. Кустодиева, Астрахань). Изображений Москвы у москвича К. А. Коровина очень мало, среди них выделяется драматический по настроению и антиурбанистический по своей социальной направленности этюд «Пейзаж с фабричными строениями. Москва» (1908, Русский музей, Санкт-Петербург).

«Пристань в Гурзуфе». 1914 г.

КОРОВИН
   Начало страницы
   Назад    1    2    Вперед
   Главная
Hosted by uCoz