ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич (1878-1968) — русский живописец и график.

Учился в Рисовальном училище в Саратове (1891-1897), Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К. А. Коровина и В. А. Серова (1897-1903), в частных академиях в Париже (1905). Был во Франции, Италии, Англии.

В 1906 г. в качестве участника выставки русского искусства, организованной С. Дягилевым, едет в Париж, где избирается членом «Осеннего салона» и некоторое время занимается в парижских художественных студиях. Впитавший на родине уроки В. А. Серова, М. Врубеля и особенно В. Э. Борисова-Мусатова, он быстро усваивает уроки импрессионизма с его аналитическим методом воспроизведения натуры и постимпрессионизма, ставившего во главу угла образный синтез. Ближе всего ему оказалось творчество П. Гогена, основанное в значительной степени на вымысле, дававшем простор романтическим видениям художника.

«Мираж в степи». 1912 г.

В 1907 г. П. В. Кузнецов становится одним из организаторов и участников объединения «Голубая роза». Но вскоре он понимает несостоятельность выбранного им пути и переживает тяжелый творческий кризис, выйти из которого ему помогает поездка в Киргизию (1910). Там его иллюзорные мечты обрели реальность, воплотившись в изображении жизни кочевых людей, протекающей в непосредственной близости к природе. Своими работами, созданными в этот период, художник утверждает земное бытие как высшую непреходящую ценность и воспевает единство людей, связанных общими заботами, общим трудом, общей реальностью этого мира («Спящая в кошаре», 1911, Третьяковская галерея, Москва; «Стрижка овец», 1912, Русский музей, Санкт-Петербург; «В степи за работой. Стрижка овец», 1913, Третьяковская галерея, Москва). На первый взгляд тематика его степных работ носит чисто бытовой характер, но на самом деле это не так. Его картины относятся скорее к лирико-монументальным произведениям, являясь, с одной стороны, типологичными по ситуации и действующим лицам, а с другой стороны, пронизанными личным отношением автора к изображаемой натуре. Образный мир, созданный П. В. Кузнецовым, представляет собой удивительный сплав реальности и поэтической мечты, что объясняет синтетизм его художественного мышления и живописного языка, постоянное повышенное внимание к декоративно-пластическому строю гармонически целостной картины, сближающее его с постимпрессионистическим искусством.

«Натюрморт с сюзане». 1913 г.

Восток буквально очаровал Кузнецова, и он решает добраться до самого центра среднеазиатской культуры, совершив поездку в Самарканд и Бухару. Глядя на все глазами европейца, художник стремится найти не столько особенное, экзотическое, сколько общечеловеческое. И он находит его в очищенных от всяких наслоений Небе и Земле, жизни людей на этой Земле и под этим Небом. От его картин веет вечностью и по-настоящему космическим мироощущением.

КУЗНЕЦОВ
   Начало страницы
   Назад    1    2    Вперед
   Главная
Hosted by uCoz