ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

ПИКАССО Пабло (1881-1973) — один из самых выдающихся художников XX в., живописец, рисовальщик, гравер, скульптор, писатель.

Учился в Барселоне в Академии художеств у своего отца, блестящего художника, мастера строгих и красивых реалистических портретов (с 1895).

Реалистические черты в соединении с чисто формальными поисками будут прослеживаться на протяжении всего творческого пути П. Пикассо («Арлекин», 1917, Барселона; «Портрет жены», 1930; «Поль в одежде Арлекина», 1924; «Жаклин с черным шарфом», 1954).

Ранние работы П. Пикассо (до 1900) написаны в полном соответствии с канонами академического искусства («Первое причастие», 1895-1896, Музей Пикассо, Барселона; «Знание и милосердие», Музей Пикассо, Барселона). В 1897 г. сдает экзамен на старший курс Королевской академии Сан Фернандо в Мадриде, но, прервав учебу, уезжает в Барселону и окунается в водоворот богемной жизни.

С 1900 г. П. Пикассо периодически посещает Париж, где знакомится с искусством импрессионистов и постимпрессионистов (Э. Дега, П. Сезанна, А. де Тулуз-Лотрека, П. Боннара). В некоторых его работах, созвучных полотнам А. де Тулуз-Лотрека, начинают слышаться пессимистические нотки («Любительница абсента», 1901, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Время с 1901 по 1904 гг. принято называть «голубым периодом» в творчестве художника.

П. Пикассо создает картины, отмеченные напряженной, несколько грустной эмоциональной характеристикой образов («Странствующие гимнасты». 1901, ГМИИ, Москва; «Старый гитарист», 1903, Художественный институт, Чикаго; «Старый еврей с мальчиком», 1903, ГМИИ, Москва; «Жизнь», 1903, Музей искусств. Кливленд; «Ужин слепца», 1903, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Бедняки на берегу моря», 1903, Национальная галерея, Вашингтон). Забытые Богом и людьми слепцы и нищие, тесно прижимающиеся друг к другу в поисках душевного и физического тепла, являются воплощением бесприютности и щемящего одиночества. Их вытянутые фигуры на густом синем фоне, вырисованные угловатыми ломкими линиями, удивительным образом напоминают персонажей Эль Греко («Старик с мальчиком», 1903, ГМИИ, Москва; «Свидание», 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

«Странствующие гимнасты». 1901 г.

В 1904 г. П. Пикассо окончательно поселяется в Париже, и в его творчестве наступает новый — «розовый» — период (1904-1906), героями которого становятся бродячие комедианты и акробаты. Их хрупкие, почти прозрачные фигуры напоминают пламя свечи, молодой побег или надломленную ветку («Актер», 1904, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Семья акробатов с обезьяной», 1905, Национальная галерея, Вашингтон; «Девочка на шаре», 1905, ГМИИ, Москва). В этот период у П. Пикассо вырабатывается тонкий вкус к сложным нюансам, мягким и музыкальным переплетениям теплых солнечных тонов с оттенками пепельного и бледно-голубого, что связано с его увлечением античной фресковой живописью. Самой яркой работой этого периода является картина «Семья бродячих акробатов» (1905, Национальная галерея, Вашингтон), пронизанная чувством глубокого одиночества и отрешенности, возникающим из странного сочетания костюмированных персонажей и окружающего их пустынного пейзажа.

В 1906 г. творческая манера Пикассо меняется, в его живописи появляются новые формы, отличительной чертой которых становится монументальная обобщенность («Сидящая обнаженная», 1906, Национальная галерея, Прага; «Гертруда Стайн», 1906, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Две обнаженные», 1906, Музей современного искусства, Нью- Йорк). Художник использует прямые линии и короткие штрихи, чтобы с их помощью вылепить грубоватые, прочно скроенные фигуры, напоминающие пластику негритянского и иберийского искусства («Бюст женщины», 1907; «Автопортрет», 1907 — обе в Национальной галерее, Прага). На этом пути он идет вслед за П. Сезанном с его стремлением выразить собственное видение мира, а не перенести на холст фотографический слепок с натуры. П. Пикассо начинает экспериментировать с формой: он раскладывает предметы и фигуры на составные части, затем вновь собирает их, повинуясь своим собственным законам мироощущения и образуя некую кристаллическую структуру. Творческие искания П. Пикассо вылились в 1907 г. в создание первой формалистической картины «Авиньонские девушки» (1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк), положившей начало кубисти ческому периоду.

ПИКАССО
   Начало страницы
   Назад    1    2    3    4    Вперед
   Главная
Hosted by uCoz