ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

САЛОН (франц. salon, итал. salo-пе) — официальные выставки произведений живущих мастеров, проводимых в Париже с 1653 г. по инициативе Королевской академии живописи и скульптуры.

Сначала они проводились ежегодно и не имели своего постоянного помещения, с 1673 г. устраивались под открытым небом во дворце Пале-Руаяль, с 1699 — в Лувре (до 1736 г. в Большой галерее, в 1737-1848 гг. в так называемом Квадратном салоне, давшем им свое название). С 1746 г. Салоны стали проводиться раз в два года. До середины XIX в. они были самыми представительными официальными выставками во Франции, на которых в первую очередь представляли произведения членов академии ("назначенных").

Художники, не принадлежащие к официальной элите, могли показывать свои работы на площади Дофина (Салон молодых), в Салоне Академии св. Луки, в лавках на мосту Нотр-Дам и др. С XVIII в. организацией выставок занимался смотритель королевских строений, а размещение экспонатов было в ведении члена академии. Так, в 1761-1773 гг. это почетное поручение исполнял Ж. Б. Шарден. Открытию выставки предшествовал выпуск каталога с кратким описанием наиболее выдающихся картин и данными о званиях и академических должностях их авторов. Широкий отклик, неизменно находивший свое отражение на страницах газет, журналов и специальных изданий, сыграл немаловажную роль в становлении и дальнейшем развитии художественной критики, одним из родоначальников которой был Д. Дидро, писавший о Салонах в 1759-1781 гг. С 1848 г. выставки стали устраиваться во дворце Гран Пале на Елисейских полях.

Во времена правления Наполеона I было учреждено специальное жюри Салона, официальный государственный орган, занимавшийся отбором работ и поддерживающий, как правило, академическое искусство. Жюри отрицательно относилось ко всякому нарушению традиций, поэтому появление в Салоне произведений романтиков, реалистов и начинающих импрессионистов вызывало острую и непримиримую борьбу, накал которой зачастую свидетельствовал о степени их новизны и художественной значимости. С середины XIX в. в знак протеста против официально проводимой жюри политики в области искусства стали возникать независимые художественные выставки (выставка Г. Курбе «Реализм», 1855; «Салон Отверженных», 1863; выставки импрессионистов, с 1874). В 1881 г. Салон переходит в ведение Общества французских художников и утрачивает свой официальный характер. С этого времени начинают проводиться ежегодные «Весенние салоны», а с 1903 г. и «Осенние салоны». В конце XIX в. возникают авангардные выставки, также называющиеся салонами («Салон Независимых», 1884). По аналогии с французскими салонами, стали называть художественные выставки и в других странах («Московский салон», 1910-1921).

САЛОННОЕ ИСКУССТВО (от Салонов — официальных художественных выставок, проводимых во Франции) — консервативное направление в искусстве Европы и Америки XIX-XX вв., опирающееся в основном на нормы академизма и позднего классицизма. Представители этого искусства пользовались также некоторыми приемами романтизма, а затем реализма и натурализма, но воспринимали только их внешнюю сторону, не проникая в суть художественного метода. Характерные черты этих произведений: эффектная красивость композиции, однозначность содержания, прямолинейная трактовка сюжета, формальная завершенность, ремесленническая виртуозность исполнения и сделанность фактуры, имитирующие подлинное художественное мастерство, слащавая экзальтация в передаче идеализированных образов, ориентация на вкус массового зрителя, эротика, носящая явно выраженный развлекательный характер, насаждение «хорошего вкуса» и неприятие нового, коммерциализация искусства.

Салонное искусство. В. Бугро. «Рождение Венеры». 1874 г.

Салонное искусство. А. Кабанель. «Рождение Венеры». 1863 г.

С
   Начало страницы
   Назад    1    2    3    Вперед
   Главная
Hosted by uCoz