Публикация в газете «Дняпровец».

Размышления о Великом.

“ Многое забытое должно вновь быть открыто и благожелательно истолковано языком современности

  Ю.Н.Рерих

 

     К счастью, в свое время только некоторые посетители художественной выставки Александра Исачева, организованной в Речице, недоумевали, почему художник пишет на несовременные темы. Если бы даже кто-то смог заставить его это сделать и художник писал бы не по велению сердца, то это было бы уже не творчество. Писать на современные темы Исачев мог перейти постепенно и параллельно, что и входило в его замыслы, по его же словам, сказанным впоследствии на творческом вечере. Увы, этому не суждено было сбыться.

     Многие из нас, речичан счастливы, что жили в одном городе и дышали одним воздухом с этим Человеком. Признаюсь, что, читая отзывы и думая о том, как найти нешаблонные слова, чтобы отблагодарить Исачева за его сверхчеловеческий труд, несколько раз не смог сдержать скупые мужские слезы, слезы радости за большой талант, за его преданную любовь к людям, за их высокую оценку его творчества.

     У художника всегда были свое лицо, свой почерк, он обладал большими знаниями по истории живописи и немалым опытом. Он глазами Великого современника смог увидеть, а большим умом переосмыслить и продолжить своей знаменитой кистью историческую тематику.

     О величии  портрета Исачева нелегко найти слова. Один посетитель выставки сказал, что у нас глаза мертвые, а на картинах Исачева – живые. И мне подумалось, что лучше сказать нельзя. Благодаря тому, что билось благороднейшее сердце Александра, мы увидели эти прекрасные глаза и очаровательную рукотворную радугу его картин. В портретах художника глаза – источник душевной и внешней красоты, зеркало мира и жизни, гимн гаммы красок.

     Портреты Исачева самым ярким образом отражают психологию его героев. К примеру, « Моисей» - это человек на губах которого застыла добродушная обида за житейские несправедливости и осознание того, что и без этого жизнь невозможна, вера в лучшее будущее. Человек, в котором больше хорошего. Художник видит это, внушает нам это. Ему волшебством своего таланта удается заставить нас полюбить своего героя так, как он сам, преданно и навсегда, полюбил нас.

     Женщина – источник жизни и воспевать ее надо всю жизнь. Еще до недавнего времени у нас считалось зазорным и постыдным изображать обнаженное женское тело. Исачев стал опровергать это ханжество. И неудивительно, что умные люди сделали его творчество доступным для всех, открыли путь к правильному пониманию прекрасного, к правильному воспитанию. И удивительно серьезно зрители всех возрастов отнеслись к увиденному на речицкой выставке художника. Не видно было многозначительного хихиканья и мелочных улыбочек. Наша культура сделала огромный шаг вперед!

     Глядел я на выставке на картину «Молодожены» и думал, а одна женщина, стоявшая рядом, высказала мою мысль вслух: «Какие белорусские лица!» И на других картинах художника красивые люди. В их лицах – наши чувства. Так что у нас, видимо, нет оснований обвинять Исачева в том, что он писал не о нас и не о нашем времени. На его историческом фоне тот же человек и та же борьба добра со злом.

     Трудно спорить с природой в свежести и естестве красок. С природой человеку?! Это художнику удалось в картине «Дриада», в натюрморте, триптихе и др. Удивительного совершенства в гармонии красок достиг титанический человеческий труд.

     Искусствовед А.А.Добровольский в известном фильме «Не плачьте обо мне …» сказал, что теперь есть студенты, которые постигают азы такой гладкописи на 2-3м курсах институтов. Но почему их никто не знает, а Исачева знают, и не только в бывшем союзе? Если его творчество вызвало столько противоречивых мнений и даже почти враждебных нападок, если до сих пор есть о чем поговорить, следовательно, оно было значительным и призывало слепых прозреть.

     Для оценки творчества Александра Исачева нужно было время. Исачев – это книга, в которой каждый открывает свою страничку. Он был человеком с достоинством, не любившим, когда его ставят ниже его понимания о себе. Да простит Бог речичан за то , что после смерти художника они стали любить его еще сильнее. Стимулом в некоторой степени явился творческий вечер, где многие впервые, к сожалению, узнали его, как человека, то, что только Речицу он признавал своей родиной, что только здесь был родник его вдохновения.

     В том, что выставка работ Исачева, хоть и поздно, но прошла в Речице, большая заслуга его земляков - речичан, особенно бывшего городского идеолога А.С.Вашкова. Такого в буквальном смысле слова паломничества во Дворец культуры и техники «Нефтяник», как на творческий вечер художника, еще не наблюдалось. Не спрашивали лишний билетик даже на концерты известных эстрадных артистов. Несомненно, что перед выставкой в Речице большую роль сыграла статья журналиста Игоря Осинского в центральной республиканской прессе. В Минске Исачева уже знали и правильно оценивали, сделав больше того, что могли бы сделать организаторы и афиши. Своевременная поддержка прессы – это признание и преклонение перед великим талантом.

     На выставке наши взгляды встретились. Мы пристально молча смотрели друг другу в глаза. Исачев понял, что это взгляд беспредельного удивления и преданности, а я – что это взгляд бессмертного художника, пьющего , как пчела нектар, людскую благодарность за свой великий труд. «Сколько будут жить ваши картины?» - спросил я. Он ответил : «Пятьсот лет я вам гарантирую». Потом еще спросил у него: «Где больше ваших работ – за границей или на Родине?». После небольшой паузы он сказал: « Я еще много буду писать».

     Искусство Исачева приняла сама природа. Выставка проходила теплой осенью. Но ушли солнечные дни, поблекли краски. Титаническое искусство художника стало для нас изумительным и ярчайшим продолжением этой прекрасной осени, золотой осенью нашей жизни. Оно поразило нас своей способностью затронуть самые нежные и музыкальные струны человеческой души. Талант Исачева мелькнул перед нами, как луч солнца сквозь темные тучи, и ушел в серую сырую зиму. К счастью остались его картины, которые, хочется верить, будут хоть изредка возвращаться к людям и радовать их сердца и души.

Э.Колоцей

Речичанин.

 

   5 декабря 1997 года исполнилось ровно 10 лет, как ушел из жизни Великий Мастер. По словам жены покойного Натальи Николаевны Исачевой, только в двух городах бывшего Союза отмечалась эта скорбная дата: в Речице, на родине художника, и в Санкт-Петербурге, в фонде свободного современного искусства, возглавляемом меценатом владельцем большой частной картинной галереи Г.Н.Михайловым.

     К печальной годовщине со дня смерти Александра Исачева Речицкий краеведческий музей специально приурочил выставку графики художника. Два десятка графических работ из фонда музея, поистине теперь уже бесценных реликвии, входящих в творческое наследие знаменитого человека, лучшие работы его детей- сына Ярослава, студента Гомельского госуниверситета им. Ф Скорины и дочери, школьницы Маши, и составили выставочную экспозицию. Родные, среди которых была и мама художника, близкие сразу после открытия выставки побывали на кладбище, где похоронен Александр Исачев, положили на могилу цветы.

    Выставка еще продлится полторы недели. Жаль, что художник не дожил рождения своего первого внука, так похожего на него. Маленький Сашка Исачев должен знать, что настоящие ценители искусства всегда будут помнить его деда. Помнить, а не только вспоминать.

И.Васильева

 

 

Здесь представлена вырезка с газетной статьи, которая случайно оказалась  у меня на руках. Буду благодарен, если предоставите мне любую информацию о художнике на e-mail isachev@tut.by

 

Hosted by uCoz