О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
У Индии может появиться постоянный павильон на Венецианской биенналеИндия может получить собственный постоянный павильон на 54-й Биеннале современного искусства, которая пройдет в Венеции с 4 июня по 27 ноября следующего года, сообщает во вторник The Art Newspaper. По данным этого ресурса, место для будущего павильона уже подобрано, и в ближайшие дни его куратор, поэт и арт-критик Ранджит Хоскоте (Ranjit Hoskote) из Мумбаи должен встретиться с администрацией биеннале, чтобы обговорить все детали. Венецианская биеннале современного искусства проводится с 1907 года. Самые первые страны-участники, числом 30, получили собственные национальные павильоны в парке Джардини (Giardini). В их числе была и Россия, чей павильон строил знаменитый Алексей Щусев. С тех пор число участников мероприятия сильно разрослось, биеннале захватила дворцы и улицы по всему городу, а ее основной проект начали устраивать в гигантских помещениях Арсенала (Arsenale), возведенного в XV веке. В этом году куратором основного проекта будет Биче Куригер (Bice Curiger) - историк искусства, главный редактор художественного журнала Parkett, главный куратор Музея современного искусства в своем родном Цюрихе (Zurich Kunsthaus) и издатель журнала Tate Etc, выходящего в британской Галерее Тейт. Свой проект Куригер назвала ILLUMInations (контаминация из двух английских слов, означающих "просвещение", "освещение" и "нации", "народности"). Как она сама объяснила после встречи с президентом биеннале Паоло Бараттой в октябре, "Биеннале - одна из важнейших мировых площадок в том, что касается распространения и "освещения" тенденций, имеющих место в современном международном искусстве. Название 54-й выставки в самом буквальном смысле привлекает внимание к художественным событиям в нашем глобализованном мире. Меня особенно привлекает та искренность, с которой многие современные художники стремятся вступить в интенсивный диалог со зрителем и опрокинуть условности, связанные с восприятием современного искусства". Все работы участников основного проекта, как объясняет куратор, должны будут отвечать на пять вопросов: "Где ты чувствуешь себя дома? На каком языке будут говорить в будущем - на английском или на каком-нибудь другом? Является ли художественное сообщество отдельной нацией? К каким нациям ты себя относишь? Если бы искусство стало нацией, что бы оно вписало в свою конституцию?". Куригер обещает два важных нововведения: так называемые "парапавильоны" (para-Pavillions), для которых "мы попросим художников, работающих со скульптурными формами, создать структуру, которая предоставляла бы другим произведениям крышу над головой", и включение в экспозицию поздних работ венецианца Якопо Тинторетто (1518-1594). Он, конечно, далеко не современный автор, но, как объясняет куратор, "в тех современных художниках, которые меня больше всего интересует, я вижу тот же просчитанный и вместе с тем лихорадочный свет, что оживляет поздние работы Тинторетто. Тинторетто точно так же стремился перевернуть условности своего времени, бесстрашно совершая композиционные прорывы, которые опрокидывали четкий классический ранжир Ренессанса. Присутствие Тинторетто создаст художественную, историческую и эмоциональную связь с окружающим контекстом". Экспозиции национальных павильонов, по идее, также должны будут отражать генеральную линию Биеннале. Относительно Российского павильона известно, что влиятельный теоретик Борис Гройс представит в нем работы Андрея Монастырского и группы "Коллективные действия" (КД). Среди стран-дебютантов, помимо Индии, будут Андорра, Бангладеш, Малайзия, Саудовская Аравия, Бахрейн, Руанда и Конго. Ранее рассматривался вариант участия Ватикана, в чьих музеях собрана внушительная коллекция современного искусства, однако, как объяснил директор Ватиканских музеев Антонио Паолуччи (Antonio Paolucci), "Святой престол стремится отобрать самые лучшие произведения с тем, чтобы не навлекать на себя критику". Не исключается, что павильон Ватикана появится в 2013 году.
|