RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

У претензий наследников Щукина и Морозова нет юридических оснований

Наследники собраний Щукина и Морозова не предъявляют официальных требований России по возвращению коллекций из-за отсутствия юридической основы, считает искусствовед, главный редактор журнала "Артхроника" Николай Молок.

"По-видимому, наследники Щукина и Морозова не обращаются напрямую в российские государственные органы, а действуют через СМИ, так как понимают, что их претензии, не имеют под собой юридического основания", - сказал Молок, комментируя статью в Guardian, появившуюся во вторник, в которой наследники Андре-Марк Делок-Фурко и Пьер Коновалофф претендуют на денежную компенсацию.

Ранее, Делок-Фурко, наследник Сергея Щукина, планировал добиться конфискации наследственного имущества во время демонстрации в Лондоне выставки "Из России: французские и русские шедевры живописи 1870-1925 годов", открытие которой состоится 26 января.

По мнению Молока, данная ситуация с претензиями наследников возникает постоянно и в Европе, но компенсацию получают единицы.

"Главным образом, компенсацию получают наследники тех еврейских семей, коллекции которых были конфискованы нацистами. Главное, чтобы наследникам удалось доказать, что предметы искусства были отобраны насильно, в том, случае, когда были подписаны бумаги о добровольной передаче или продаже, претензии отклоняются. Юридические тонкости этой темы мы разбираем в новом номере журнала "Артхроники", - продолжил Молок.

По его словам, сам Сергей Щукин после революции подписал бумагу о добровольной передаче государству своей коллекции, и только перед самой смертью, уже в эмиграции, он, "опомнившись", составил завещание, по которому вся коллекция переходила наследникам.

"Таким образом, существуют два юридических документа: по одному коллекция передается государству, а по другому - наследникам", - отметил он.

Молок удивился, что до сих пор эта история не решена на государственном уровне, тем самым давая повод для новых скандалов.

Как он отметил, выставки, подобные лондонской "Из России" готовятся не за месяц, а годами. "Естественно, в процессе подготовки обсуждаются и юридические моменты, и если Роскультура узнает об отсутствие в Великобритании закона о государственном иммунитете предметов искусства всего за месяц до открытия выставки, то либо чиновники просто напросто некомпетентны, либо на них оказали давление свыше, и весь скандал, - итог политических перепитий", - полагает эксперт.

Редактор "Артхроники" уверен, что данный вопрос требует незамедлительных решений: "Не знаю, как именно это будет сделано и в чью пользу - либо в пользу музеев, либо наследники получат компенсацию, или несколько картин, но в этой ситуации надо, наконец, поставить точку".

Для защиты музейных коллекций, представленных на выставке "Из России: французские и русские шедевры живописи 1870-1925 годов" в Великобритании 31 декабря 2007 года был досрочно принят и вступил в силу закон, предоставляющий необходимые гарантии.

В экспозицию включены шедевры русской и французской живописи конца XIX - начала ХХ века из собраний четырех крупнейших российских музеев - ГМИИ им. Пушкина, Русского музея, Третьяковской галереи и Эрмитажа. Среди них - работы Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Пьера Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина и других художников. Жемчужиной выставки станет "Танец" Матисса, заказанный в 1909 году Сергеем Щукиным.

Коллекции Щукина и Морозова, в которые входят полотна Матисса, Ренуара, Гогена, Пикассо и других наиболее дорогостоящих на арт-рынке художников, были национализированы после революции 1917 года и размещены в Музее нового западного искусства в Москве. В 1948 году Музей закрылся и собрания Щукина и Морозова были распределены между ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажем.

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz