RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

У мюзикла в России появились хорошие коммерческие перспективы

Сборы мюзикла MAMMA MIA! в России к моменту закрытия постановки в апреле составят почти 20 миллионов евро, из которых чистой прибыли - около 700 тысяч евро, сообщил продюсер постановки и гендиректор компании "Стейдж Энтертейнмент Россия" Дмитрий Богачев.

"Теперь уже можно с уверенностью сказать, что сборы мюзикла к концу апреля, составят почти 20 миллионов евро (30 миллионов долларов). Однако, если ничего не произойдет, прибыль должна составить около 700 тысяч евро (1 миллиона долларов). Мы рассчитывали на более высокую прибыль, но необычайно жаркая погода, установившаяся уже в конце марта 2007 года разрушила надежды. Заполняемость зала прошлым летом резко упала до 50%", - сказал Богачев.

Для каждого проекта, пояснил он, есть свой зрительский "минимум", определяемый операционными издержками. "Себестоимость одного спектакля MAMMA MIA! - около 30 тысяч евро, при стоимости билета 39 евро. Если зал на 1,3 тысяч мест заполнен наполовину, то получается меньше 26 тысяч евро. Каждый спектакль уносил 5 тысяч евро, и в каждый месяц такого проката вместо того, чтобы зарабатывать, терялось по 150-200 тысяч евро", - продолжил продюсер.

Мюзикл MAMMA MIA!, в основе которого лежат 22 хита легендарной группы ABBA, стал самым "долгоиграющим" в истории российских мюзиклов - он ежедневно идет на сцене МДМ с осени 2006 года. На момент его закрытия будет сыграно около 620 спектаклей.

По словам гендиректора, MAMMA MIA! стал первым успешным в коммерческом отношении мюзиклом: "Даже проект - "Кошки" (Cats), который делался по той же лицензионной схеме, прибыли практически не принес".

После первого успеха "Метро" в 1999 году, по словам экспертов, успешных коммерческих мюзиклов (то есть тех, которые обошлись без госдотаций и базы репертуарных театров), в столице не было.

Постановки "Нотр-Дам де Пари" или "Ромео и Джульетта", которые принесли продюсерам прибыль, использовали ресурсы "Московской Оперетты" - театра городского подчинения. Эти постановки игрались временными блоками с ежемесячными перерывами, то есть, по сути, в режиме репертуарных спектаклей.

ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ

Продюсеры не спорят, что все мюзиклы, которые в разное время ставились на московских сценах, провалились. Это касалось оригинальных отечественных постановок - "Норд-Ост" (продюсеры Георгий Васильев, Алексей Иващенко, Александр Цекало и Дмитрий Богачев) и "12 стульев" (продюсеры Александр Цекало, Тигран Кеосаян, Дмитрий Богачев и Константин Старокожев), а также бродвейских - "42 Street" (продюсеры Борис Краснов и Татьяна Расторгуева) и "Чикаго" (продюсер Филипп Киркоров).

Правда, насчет "Норд-Оста" Цекало говорил ранее, что если бы театральный центр на Дубровке, где шел "Норд-Ост", не был захвачен в октябре 2002 года террористами, то в ноябре бы мюзикл стал приносить прибыль.

Однако, Богачев с этим утверждением не согласен. "Мюзикл "Норд-Ост" должен был окупиться примерно за два года при условии высокой заполняемости, которая в реальности была существенно ниже, а время проката вдвое короче расчетного. Если бы не теракт, то "Норд-Ост", вряд ли дотянул бы до конца сезона. Это было заметно по падению продаж", - уверен он. На тот момент трагедии, по его словам, аудитория мюзиклов в Москве составляла не более 250-300 тысяч человек.

Продюсеры, как правило, выделяют несколько причин, почему мюзиклы в России не приносят прибыли, в отличие от аналогичного продукта на Западе: отсутствие качественных залов и соответствующего технического оснащения, недостаток профессиональных артистов, которые могут одновременно петь и танцевать, серые бюджетные схемы и отсутствие зрительской аудитории.

Теперь, по словам Богачева, ситуация изменилась: "Есть и артисты, и техника, и композиторы со сценографами (некоторых из них уже приглашают работать на Бродвее) - а значит, есть и возможность для развития этого жанра. Более того, в Москве сложилась аудитория для одновременного существования четырех-пяти мюзиклов", - пояснил Богачев.

ДВА СПОСОБА ПОТРАТИТЬ ДЕНЬГИ

По словам главы "Стейдж Энтертейнмент", чтобы сделать в России мюзикл, потребуется 4-5 миллионов евро.

"Есть два основных пути - либо приобрести лицензию первого класса на фирменную готовую постановку, либо все делать самому", - пояснил собеседник агентства.

Лицензия первого класса, по его словам, предполагает договор об отчислении роялти (как правило, от 15 до 20% с проданных билетов). "При лицензионной постановке приходится соблюдать очень жесткие западные стандарты: при подборе актеров, в техническом райдере на оснащение спектакля световой и звуковой аппаратурой, костюмам, декорационному сету", - отметил он.

Продюсер пояснил, что запустить новый мюзикл, не важно лицензионный или оригинальный, в России будет стоить примерно одинаково. В обоих случаях цифры одного порядка, если только речь не идет о каких-то исключениях, ведущих к аномальному удорожанию постановки

"Правда, статьи расходов будут немного отличаться. Например, при оригинальной постановке затраты на фонд заработной платы будут выше, так как в него войдут гонорары композитору, либреттисту, сценографу, да и репетиционный период будет дольше, а следовательно, и расходы, связанные с этим. Затраты на гонорары и персонал в подготовительный период могут легко перевалить за миллион евро, а для лицензионного мюзикла - можно уложиться в несколько сот тысяч евро", - сказал Богачев.

Впрочем, добавил он, продюсерам лицензионного мюзикла придется потратить те же несколько сот тысяч евро на творческую и техническую команду (creative and production team), принимающую участие в постановке и контролирующую ее от имени правообладателя (сумму составляют не только гонорары, суточные, перелеты, но и проживание).

"Значительно дороже для оригинальной версии обойдется строительство декораций и изготовление костюмов - порядка миллиона долларов, тогда как для лицензионной постановки есть шанс их просто арендовать. Примерно столько же придется отдать за покупку света и звука", - отметил продюсер.

Покупать аппаратуру, по его мнению, стоит только тогда, когда есть твердая уверенность в длительном прокате, оправдывающем приобретение. В противном случае, ее аренда существенно менее рискованный вариант.

"И для постановки MAMMA MIA!, и для CATS мы брали аппаратуру в аренду", - сказал Богачев.

Зато потратиться на рекламу и аренду зала, по его словам, вне зависимости от подхода к постановке, придется. "Стоимость полноценной рекламной кампании, предшествующей премьере, может легко перевалить за 1 миллион евро. Аренда же театра за этот же самый период подготовки может обойтись в несколько сотен тысяч евро, если речь не идет об использовании государственных театров в личных целях", - пояснил продюсер.

Как отметил Богачев, плюсы лицензионных постановок - в более низких рисках: берется успешный и проверенный хит с готовыми костюмами и сценографией, в постановке помогает опытная creative team.

"Правда, и прибыль от такой постановки, в случае ее успеха, меньше, чем может быть от оригинального мюзикла", - признался гендиректор.

РУССКИЙ МЮЗИКЛ

В заключение Богачев добавил, что в будущих планах "Стейдж Энтертейнмент Россия" создавать мюзиклы и на отечественном материале. "Нужно очень вдумчиво отнестись к фабуле, учтя все ошибки, сделанные прежде. В идеале, сюжет должен быть конвертируем и экспортируем. Почему бы, например, не поставить мюзикл "Война и мир", - сказал он.

Продюсер добавил, что это дело будущего, а ближайшей осенью москвичи, скорее всего, увидят на сцене МДМ мюзикл на один всемирно известный и любимый диснеевский сюжет. "Мы сейчас ведем переговоры с компанией Walt Disney, и надеемся скоро поставить очень красивую семейную историю", - сказал он.

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz