RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

На уникальной новгородской иконе 15 века восстановлены древние лики

Реставратор первой категории Новгородского госмузея-заповедника Юрий Александров восстановил на уникальной иконе Богоматери "Умиление" 15-го века древние лики Христа и Богоматери.

"К настоящему моменту мне удалось раскрыть фигуры Богородицы и Христа примерно на три четверти", - рассказывает реставратор.

По словам Александрова, икона Богоматери "Умиление" из иконостаса Никольского собора, расположенного в Великом Новгороде на Ярославовом Дворище, крайне необычна. "Это - единственная православная икона Богородицы "Умиление", написанная ранее 16-го века, самая древняя из ныне известных", - отмечает эксперт. Благодаря летописным источникам и исследованиям историков, можно датировать создание иконы неизвестным живописцем с точностью до нескольких лет.

"Пожар 1461 года значительно повредил иконостас в Никольском соборе, так что она была написана для обновленного иконостаса где-то в 1463 году", - считает ученый.

Икона Богоматери "Умиление" была создана ее автором с более древнего византийского образца, не характерного для древнерусской иконописи.

"Для древнерусской школы характерна строгость, а эта икона ведь недаром носит название "Умиление": обратите внимание, как соприкасаются лики Богородицы и Христа, как младенец правой ручкой проводит ее по подбородку", - рассказывает реставратор.

Необычной оказалась жизнь иконы и после ее создания. "Эта икона имеет очень богатую и непростую историю: она пережила множество пожаров и уцелела в них, в советские годы стала музейным экспонатом, перенесла фашистскую оккупацию, в конце Великой Отечественной войны была вывезена из СССР в Германию, в 1947 году вернулась в родной город, хранилась в фондах музея-заповедника и вот - на рубеже тысячелетий потребовала неотложной реставрации", - говорит Александров.

По мнению специалиста, икона "Умиление" была особо чтимой у жителей Великого Новгорода и паломников. "Посмотрите: расположенные внизу иконы изображения руки Богоматери и ножки Христа за шесть столетий просто истерты до доски или, как говорят, "процелованы" паломниками", - показывает реставратор.

Восстановление иконы, написанной на традиционных для новгородской школы липовых досках, началось в 2002 году.

Миллиметр за миллиметром реставратор постепенно "раскрывает" икону - он удаляет с авторской живописи древнего иконописца потемневший лак, которым икона была покрыта сверху, а также несколько слоев так называемых "записей" (живописных поновлений, сделанных после и поверх первоначальной живописи). Александров не применяет химикатов.

"Работа с микроскопом практически гарантирует от ошибок, например, от того, чтобы как-то повредить авторскую живопись, поскольку при многократном увеличении хорошо видны и первоначальная живопись, и все слои поновлений, перепутать что-то для реставратора просто невозможно", - рассказывает он. Основной инструментарий ученого - это набор медицинских скальпелей, заточенных под разными углами.

По словам Александрова, для успешной работы ему требуется сосредоточенность и отрешенность от других забот. "В плохом настроении лучше и не браться за икону, а, например, заняться документацией", - поясняет реставратор.

Иногда в качестве звукового фона Александров включает в своей мастерской радио, слушает новости.

"Такой фон не отвлекает от иконы, не мешает", - говорит он.

Как надеется ученый, восстановление иконы "Умиление", предположительно, завершится в течение трех ближайших лет. "За фон иконы я ведь еще и не брался", - отмечает он. Икона "Умиление" - это не единственный раритет, которым в настоящий момент занимается Александров. "Я сейчас "веду" еще несколько икон, но икона "Умиление" - это главная работа", - поясняет мастер.

"После того, как икона будет вновь покрыта лаком, она, в принципе, будет готова к экспонированию",- говорит ученый.

По прогнозу реставратора, икона "Умиление" впоследствии не вернется в ее последний, покрытый серебром латунный оклад, изготовленный в 18 веке. "Безусловно, оклад иконы не представляет такой ценности, как она сама, и, по всей видимости, он будет просто помещен в фонды музея-заповедника на хранение", - считает Александров.

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz