RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

День кино: почему "Журавлей" Калатозова в Каннах превратили в аистов

Отечественный кинематограф отмечает сегодня День российского кино. 28 лет назад этот праздник получил официальный статус. В этот день в1919 году Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России.

Кроме того, в этом году отмечается вековой юбилей отечественного кинематографа. Так совпало, что в этот особый год доля российских фильмов в общих кассовых сборах возросла до 30%, по этому показателю Россия уступает в Европе лишь Франции.

Однако, несмотря на то, что с каждым годом в кинопрокате появляется все больше новых российских фильмов, зрители по-прежнему симпатизируют старому советскому кино. Как отмечает Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения, таких людей в стране – 59%.

Неслучайно большинство самых титулованных фильмов отечественного кинематографа – это ленты, снятые еще во времена Советского Союза. Эти фильмы-победители стали классикой не только российского, но и мирового кинематографа.

"Летят журавли" (1957), режиссер Михаил Калатозов

"Летят журавли" – единственный в истории советский фильм, который попал в лидеры французского кинопроката и получил главный приз Каннского кинофестиваля.

На фестивале фильму пришлось дать новое название - Quand passent les cigognes (буквально "Когда пролетают аисты"), так как  на французском языке дословный перевод слова "журавль" grue дает второй смысл - "женщина лёгкого поведения".

Канны также признали Татьяну Самойлову лучшей исполнительницей женской роли. А оператора Сергея Урусевского наградили призом Высшей технической комиссии Франции. Именно ему принадлежит авторство конструкции круговых операторских рельсов, которые были использованы в фильме для съёмок сцены гибели Бориса.

"Иваново детство" (1962), режиссер Андрей Тарковский

Известно, что вначале фильм по мотивам рассказа Владимира Богомолова "Иван" снимал молодой режиссёр Эдуард Абалов. Однако его работу на "Мосфильме" признали неудачной, и изъяли отснятые материалы.

Год спустя, за работу взялся Андрей Тарковский. На роль капитана Холина режиссер предложил Владимира Высоцкого, но худсовет, просмотрев пробы, назвал их неудачными.

Через пять месяцев дебютный фильм Тарковского "Иваново детство" был готов. Его сняли по  переработанному сценарию с экономией 24 тысячи рублей. А несколько месяцев спустя - в августе 1962-го – картина завоевывает главный приз Международного кинофестиваля в Венеции - "Золотого льва".

"Война и мир" (1966) , режиссер Сергей Бондарчук

Фильм был удостоен премии Американской киноакадемии "Оскар" за 1968 год как лучший зарубежный фильм. Он стал самым высокобюджетным фильмом в истории советского кино.

В съемках были задействованы подразделения Советской армии. Для военнослужащих была специально подготовлена форма образца начала XIX века. Для режиссера было важно снимать поля сражений с высоты птичьего полета.

По всему миру фильм Бондарчука собрал множество призов. В Москве в 1965 году  на МКФ был вручен  Большой приз фильму и диплом  актрисе Людмиле Савельевой - исполнительнице главной роли.

"Солярис" (1973), режиссер Андрей Тарковский

Этот фильм, принесший Тарковскому специальный приз на Международном Каннском кинофестивале, был снят на основе одноименного романа польского писателя-фантаста Станислава Лемма.

"Солярис" - это книга, из-за которой мы здорово поругались с Тарковским", - вспоминал Лемм. "Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили о том, как делать фильм, потом обозвал его дураком и уехал домой… Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле - прекрасно. Я-то писал и думал совсем наоборот".

"Восхождение" (1976), режиссер Лариса Шепитько

Этот фильм чуть было не попал на полку контролирующих органов, которые считали, что "вместо партизанской истории снята "религиозная притча с мистическим оттенком".

Но "Восхождение" не только было официально принято в СССР, но и имело оглушительный успех на западе. Главный приз  Берлинского  фестиваля обеспечил фильму прокат по всему миру.

В отличие от классики советского кино, российские режиссеры не так часто становятся победителями международных кинофестивалей. Впрочем, некоторым из них удалось добиться высоких результатов. 

В 1992 году Никита Михалков был удостоен "Золотого льва"  в Венеции за фильм "Урга, территория любви". Но триумфом режиссера стали "Утомленные солнцем" – картина, получившая награду Американской академии киноискусства за лучший иностранный фильм.

Свое название фильм получил благодаря случаю. Поначалу сценарий назывался «Безусловный эффект шаровой молнии». Потом появилась идея назвать картину «Утомлённое солнце 36-го года» - имелось в виду знаменитое танго Оскара Строка. Когда режиссер работал над картиной, ему позвонила знакомая и спросила: "Когда будут готовы ваши "Утомлённые солнцем"?". Это словосочетание понравилось Михалкову, и он предложил своему соавтору дать фильму новое название.

"Старик и море" (1999), Андрей Петров

Еще одним оскаровским лауреатом стал Андрей Петров. Его мультипликационный фильм "Старик и море" по одноимённой повести Эрнеста Хемингуэя получил награду Американской академии киноискусства как лучший короткометражный фильм.

"Старик и море" стал первым в истории анимационным фильмом для кинотеатров большого формата IMAХ.

"Возвращение" (2003), Андрей Звянгинцев

Название фильм Звягинцева стало символическим: с ним российское кино вновь вернулось на мировой экран после тяжелых для отечественного кинематографа 90-х. Этот фильм получил 27 наград по всему миру, в том числе награды 60-го Международного Венецианского фестиваля - "Золотого Львв Святого Марка" и премии Луиджи Де Лаурентиса "Золотой Лев Будущего" за режиссерский дебют в кино.

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz