RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

Не все зрители знали, что Наталья Гундарева - профессиональная актриса

«Сладкая женщина», «Леди Гамильтон», «Леди Макбет Мценского уезда»… Вряд ли в нашей стране найдется человек, который бы не видел эту актрису в кино или театре, не слышал бы её имя – Наталья Гундарева. Сегодня ей исполнилось бы 60 лет.

Она в совершенстве владела искусством перевоплощения, лицедейства, что позволяло её браться практически за любую роль в любом амплуа и добиваться успеха. Она могла быть необыкновенно женственной, пленительной и сильной, властной, лиричной и гротескной. Ей были подвластны любые жанры: водевиль и драма, комедия и трагедия. С равным блеском она играла и императрицу Екатерину, и гражданку Никанорову. В любой роли она не отбывала номер, а жила, вкладывая в свою героиню всю силу своего таланта и стремление достучаться до души и сердца зрителей. Люди чувствовали это, и в свою очередь платили ей искренней любовью и уважением.

Наталья Георгиевна Гундарева родилась в Москве. Ее родители - Елена Михайловна и Георгий Макарович - были инженерами-строителями. Будучи горячими поклонниками МХАТа, они привили любовь к театру и дочери. Елена Михайловна участвовала в театральной самодеятельности проектного института, в котором трудилась: играла в спектаклях, выступала с художественным чтением, неплохо пела. На репетиции и спектакли она нередко приводила и дочь Наталью. Первое посещение профессионального театра (это был МХАТ, спектакль «Синяя птица») запомнился Наташе как нечто волшебное, праздничное: «Я не знала - ступать ли мне по полу в театре или летать».

Интерес к театру воспитывала и школа. Особенно девочке нравилось читать произведения «по ролям» на уроках литературы. В районном Доме пионеров она занималась сразу в нескольких кружках: драматическом, художественного чтения, вокальном. В восьмом классе Наталья Гундарева записалась в Театр юных москвичей при городском Доме пионеров, где впервые вышла на сцену в роли мамы в спектакле «Дикая собака Динго». «Такое время препровождение мне нравилось больше, чем ходить на танцплощадку, – вспоминала Наталья Георгиевна. - Может быть, я губила в себе какие-то комплексы, потому что фактура у меня не самая подходящая для актрисы. В театре ведь всегда нужна молодая красивая героиня, а я полная, рыхлая, себя стеснялась».

Свои комплексы девочка подавляла и другими способами. Невысокая и полноватая Наталья Гундарева поступила в баскетбольную секцию спортивной школы. А когда в школе организовали лыжный поход, то Наталья, которая до этого никогда не стояла на лыжах, пошла вместе со всеми и к тому же без шапки, чтобы доказать свою морозоустойчивость.

Несмотря на всю свою любовь к театру, становиться актрисой Наташа не собиралась. Она намеревалась пойти по стопам родителей, стать инженером-строителем. В 1964 году, после 10-го класса (в то время в общеобразовательных школах было одиннадцатилетнее обучение) Наталья перешла в вечернюю школу и поступила чертежницей в конструкторское бюро. Спустя всего два года стала помощником главного инженера проекта.

Затем девушка поступила на подготовительные курсы Московского инженерно-строительного института, успешно сдала вступительные экзамены в вуз, но вдруг, неожиданно для окружающих, решила бросить все и попытать счастья в театральном институте. Выбор пал на театральное училище имени Б. Щукина при театре имени Вахтангова. Конкурс был огромный, более 200 человек на место. Надо отдать должное экзаменаторам: за нестандартными внешними данными они разглядели незаурядное дарование.  Наталью принимают в училище, зачисляют на курс замечательного артиста и педагога Юрия Васильевича Катина-Ярцева.

В 1971 году Наталья заканчивает училище. Заявки на неё пришли из нескольких театров Москвы. Наташа остановилась на театре имени Владимира Маяковского, которому оставалась верна до конца своих дней. Первые три года она играла в основном вводы в спектакли текущего репертуара. Первой её значительной работой в театре, о которой заговорили зрители и критики, стала роль Липочки в спектакле «Банкрот» по пьесе Алексея Островского (1974 год). Затем последовал «Бег» Михаила Булгакова, где Наталья Гундарева сыграла «походную жену генерала Чарноты» Люську, найдя для своей героини новые краски, сделавшие Люську одной из главных героинь спектакля. С огромным успехом сыграла она роль Катерины Измайловой в «Леди Макбет Мценского уезда» (1979 год).

Наталья Гундарева вышла замуж за актера театра имени Владимира Маяковского Михаила Филиппова. Вот что она рассказывала об их жизни, знакомстве: «Миша пришел в театр и подружился с моим бывшим сокурсником по театральному училищу. Таким образом, мы оказались в одной компании. Приятельствовали, устраивали розыгрыши, хохмы. Кстати, мой муж - человек удивительного юмора. Он знает толк в хорошей шутке. Мне же Бог не дал такого остроумия, и я в основном была просто исполнителем. Но мне нравилось принимать во всем этом участие. Потом в театре мы так сработались, что поняли: нам нужно жить вместе… У мужа есть сын от первого брака, общих детей у нас нет. Когда муж - артист, это снимает многие проблемы. Не надо объяснять, почему волнуешься перед премьерой или репетируешь допоздна. Мой муж мне не критик, а друг… Он знает, если что-то не так - сама себя изведу. Он не вмешивается в мои дела, а я - в его. Да, я понимаю, что так, как знаю Мишу я, его не знает никто. Бывает обидно, что режиссеры, с которыми он работал, не всегда могли разглядеть, почувствовать и реализовать его возможности. Ну что ж, остается надеяться, что это произойдет в другой раз. Я за него вышла замуж не потому, что он талантливый, а потому, что это он».

В кино Наталья Гундарева начала сниматься с 1966 года. Но настоящим дебютом актрисы принято считать 1972 год, когда она сыграла главную роль в деревенской мелодраме режиссёра Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай!». Актриса настолько правдиво изобразила свою героиню, что на «Ленфильм» даже пришло письмо, в котором говорилось, что руководство киностудии поступает правильно, привлекая к съемкам не только актеров, но и людей из народа, как, например, деревенскую девушку Наташу Гундареву.

Затем последовали такие широко известные работы, как: Дуся в мелодраме Андрея Смирнова «Осень» (1975), Тася в драме Николая Губенко «Подранки» (1976 год), и, наконец, Аня Доброхотова в мелодраме Владимира Фетина «Сладкая женщина» (1977 год). Последняя роль потребовала от актрисы немалого опыта - Гундарева сыграла трех разных женщин, три разных судьбы, через которые ее героиня приходит к себе самой. Фильм вызвал широкий резонанс в обществе и целый поток откликов, в которых высоко оценивался талант актрисы, который позволил ей создать столь жизненно достоверный и неоднозначный образ. В том же году по опросу журнала «Советский экран» Наталья Гундарева впервые была признана лучшей актрисой года.

В конце 70-х Наталья Гундарева сыграла в кино еще несколько замечательных ролей. Так,  в мелодраме Валентина Марягина «Вас ожидает гражданка Никанорова» она предстала в образе буйной, увлекающейся, но в тоже время в глубине души доброй и чуткой Кати Никаноровой. В 1979 году она сыграла Нину в трагикомедии Георгия Данелии «Осенний марафон». За исполнение этой роли актрисе была присуждена премия имени братьев Васильевых.

К началу 80-х Наталья Гундарева уже была очень популярной и всенародно любимой актрисой. В каждой своей роли, будь она даже небольшой, как, например, Жужу в трагикомедии Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово», Наталья Гундарева проявляла незаурядное мастерство. А уж в главных ролях и подавно было, где развернуться таланту неординарной актрисы. Сваха Вера из лирической комедии «Одиноким предоставляется общежитие», директор детдома Александра Ивановна Ванеева из телеспектакля «Хозяйка детского дома», певица Мельникова в трагикомедии Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх» - эти и многие другие роли сделали Гундареву подлинно всенародно любимой актрисой.

В 2001 году Наталья Георгиевна перенесла инсульт. И коллеги, и многочисленные почитатели таланта актрисы наделись на её выздоровление, на то, что она вернётся на сцену и в кино. Не получилось. Осенью 2004 года Наталье Георгиевне резко стало хуже, а 15 мая 2005 года она ушла из жизни...

Ольга Варламова

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz