RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

"Черный кот" выручал Юрия Саульского на дорогах

Сегодня легендарному маэстро Юрию Сергеевичу Саульскому исполнилось бы 80 лет. На протяжении почти полувека  имя композитора не сходило с эстрадной сцены, телевидения, театра и кино. Его песни "Черный кот", "Татьянин день" и "Тополиный пух" пела вся страна - от Москвы до Дальнего Востока.

Как только не называли Саульского – "Человек-шлягер", "Человек-джаз"… "Джаз – это моя музыка на всю жизнь", - говорил Саульский. Все началось еще в детстве в пору "патефонного бума" 30-х годов. Тогда он мог слушать самую разную музыку – симфоническую, оперную, легкую. А когда впервые услышал Эллингтона, Цфасмана, Варламова, джаз Утесова, то "понял, что это особая, таинственная музыка, и полюбил ее".

В доме Саульских была большая коллекция пластинок с записями оркестров Рея Нобла, Фердиненда Крише, Берта Эмброуза. Чтобы воочию увидеть Цфасмана, Юрий бегал в кинотеатр "Ударник", где в перерывах между киносеансами были музыкальные выступления.

В Музыкальной школе имени Гнесиных Саульский учился по классу фортепиано и виолончели. Однако через два года  началась война, и  семью эвакуировали  в Сибирь. Вернувшись в столицу, Юрий продолжил обучение уже в качестве валторниста.

Московскую консерваторию по классу композиции Саульский окончил с золотой медалью. Все эти годы он не переставал думать о джазе. В конце концов, джазовое нутро музыканта и академическое образование перестали противоречить друг другу, и он принял  решение, шокировавшее как педагогов, так и его сокурсников – Саульский отказался от  карьеры в области академической музыки и ушел в мир джаза и эстрады.

Саульский твердо решил использовать консерваторское образование, опыт игры на духовых инструментах и рояле в своей практической работе. Первым и успешным опытом для нег стала работа  руководителем джазового музыкального оркестра Центрального Дома работников искусств.

В 1957 году это был скромный аккомпанирующий оркестр. С приходом Саульского он был реорганизован коренным образом: в нем появились молодые музыканты, в основном студенты технических вузов. Композитору  пришлось обучать их  азам джазового инструментализма.

В ансамбле Саульского выступала Майя Кристалинская. Впоследствии молодежный оркестр ЦДРИ открыл ряд других талантливых музыкантов - Георгия Гараняна, Алексея Зубова, Константина Бахолдина, Виктора Зельченко.

В начале 60-х Юрий Сергеевич успел поработать главным дирижером Московского мюзик-холла. В это же время написал свой главный шлягер –"Черный кот". Песню, написанную всего за полчаса, композитор называл своей "четвертой симфонией Бетховена", т.е. визитной карточкой. Когда на дорогах останавливали гаишники, Саульский спрашивал: "Вы что, "Черного кота" не знаете?". И его отпускали.

Были у композитора и неприятности из-за "Черного кота". Сотрудники Сектора идеологии ЦК Партии считали песенку слишком веселой и легкомысленной (в этом когда-то упрекали и Фельцмана за "Ландыши"). Но запретить ее уже было невозможно: после того, как ее исполнили в программе "С Добрым утром!", "Черного кота" запели все.

На волне популярности  в 1966 году Саульский  осуществил свою заветную мечту: организовал ВИО-66 (Вокально-инструментальный оркестр; термин "ВИА" появился лишь два-три года спустя).

В "ВИО-66" ему удалось трансформировать привычную форму биг-бэнда, добавив к четырем оркестровым группам (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм) еще одну — вокальную. Также на правах самостоятельного ансамбля в оркестре существовало  джазовое трио пианиста Игоря Бриля.

К сожалению, Росконцерт, горячо поддержавший идею "вокально-инструментального оркестра", вскоре остыл к ней, и коллектив распался. После этого Саульский все свои силы отдает композиторскому творчеству: пишет музыку к фильмам, спектаклям, балету.

"Юра очень быстро писал: сядет за рояль и за 2-3 часа доведет песню до кондиции", - вспоминала последняя жена маэстро – Татьяна Карева.

Саульскому очень многое удавалось воплощать в жизнь, благодаря своему энергичному характеру. Он так и говорил: "Если у других не получается — я это должен сделать!". И действительно делал – главным образом для других – начинающих талантливых музыкантов. Это с его подачи во многих музыкальных вузах страны возникли эстрадно-джазовые факультеты. В 80-х он сам стал организатором джазовых фестивалей и занял пост президента Московского джазового ангажемента.

В Минкультуры Саульский  пробил название специальности в трудовой книжке — "музыкант эстрадного оркестра" и "джазовый музыкант". До этого подобных музыкантов называли артистами оркестра ресторана.

Юрия Сергеевича всегда окружало много единомышленников. Он  был очень щедрым. Излюбленный жест Саульского – когда правая рука направляется в левый нагрудный карман пиджака, чтобы достать деньги и заплатить за всех – копируют до сих пор.

Со своей третьей женой – Татьяной Каревой – композитор познакомился в феврале 79-го в Ленинграде на конкурсе артистов эстрады. Татьяна Николаевна, работавшая тогда в журнале, вспоминала: "В первый же день в гардеробе кто-то сзади поддерживает мою дубленку, оборачиваюсь –  Юрий Сергеевич: "Можно я сегодня буду вашим кавалером?" – "Попробуйте". Вот это "попробуйте" и продлилось 24 года. После утреннего прослушивания пошли выпить кофе, спрашиваю: "А когда у вас день рождения?" — "23 октября", отвечает. "Нет, это у меня 23 октября!".

Словно предвосхищение этой встречи стала написанная накануне песня "Татьянин день", которую Саульский впоследствии подарил супруге. До этого у композитора были самые разнообразные перипетии в семейных делах, но с другими женами  как-то всё не складывалось.

Вместе Татьяна Николаевна и Юрий Сергеевич прожили почти 25 лет. В  97-м сбылась мечта Саульского – он переехал в Газетный переулок, где когда-то родился. А до этого семья жила на первых этажах в маленьких кооперативных квартирах.

Не стало Юрия Сергеевича Саульского в 2003 году. После себя он оставил симфонии, оперы, балеты и огромное количество авторских композиций. В этом году маэстро будут вспоминать в день его рождения -  23 октября:  в зале Чайковского будет концерт, на котором будут исполнены песни Саульского.

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz