RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

Владимир Иванович Немирович-Данченко. Биографическая справка

23 декабря 2008 года исполнилось 150 лет со дня рождения режиссера, педагога, писателя, драматургп, реформаторп и теоретикп театра, одного из основателей Московского Художественного театра Владимира Ивановича Немирович-Данченко.

Владимир Иванович Немирович-Данченко родился 23 (11 по старому стилю) декабря 1858 года в местечке Озургети, недалеко от Поти (ныне город Махарадзе, Грузия). Отец – помещик Черниговской губернии, подполковник, служил на Кавказе.

Детство Немировича-Данченко проходило в Тифлисе, где и началось его увлечение театром. В 1876 году, окончив  Тифлисскую гимназию с серебряной медалью, Немирович-Данченко уехал в Москву и поступил в Московский университет.

В 1876-1879 годах он учился на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета. Однако забросил занятия ради подготовки к актерской карьере, а затем – ради театральной журналистики и писательства. В 1879 году он ушел из университета и начал работать литературным критиком. Его статьи и обзоры стали появляться  в журналах "Будильник", "Артист", газетах "Русский курьер", "Новости дня" и др. под псевдонимами Вл., Владь, Гобой, Нике и Кикс, и др.

Немирович-Данченко пробовал себя в беллетристике, в драматургии, сочинял рассказы, повести, романы.

В 1881 году была написана его первая пьеса "Шиповник", поставленная через год Малым театром; в том же году был опубликован первый его рассказ "На почтовой станции".

В 1891 году был опубликован роман "На литературных хлебах". Позже вышли повести и романы "Мгла" (1894), "Старый дом" (1895) "Губернаторская ревизия" (1896), "Драма за сценой" (1896), "Сны" (1898), пьесы "Последняя воля", "Новое дело", "Золото", "Цена жизни", "В мечтах". Эти драмы пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах, а также в провинциальных театрах.

В 1891-1901 годах Немирович-Данченко вел преподавательскую работу в драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Уже тогда его увлекала идея создания общедоступного театра, обновление театра через драматическую школу.

22 июня 1897 года в московском ресторане "Славянский базар" состоялась встреча Немировича-Данченко и Станиславского, во время которой зашел разговор о возможности создания нового театра в Москве. Результатом явилось создание в 1898 году Художественно-общедоступного театра (так вначале назывался МХАТ), в труппу которого наряду с участниками Общества искусства и литературы вошли лучшие ученики Немировича-Данченко по Музыкально-драматическому училищу.

При распределении обязанностей между двумя руководителями МХТ в ведении Немировича-Данченко оказались репертуарные и административные заботы (режиссурой занимались оба).

Немирович-Данченко определял идейно-репертуарную линию театра, был инициатором включения в репертуар пьес Антона Чехова, Максима Горького, Генрика Ибсена, Герхарда Гауптмана и др. Совместно со Станиславским он поставил пьесы "Чайка" (1898), "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901) и "Вишневый сад" (1904) Чехова, "На дне" Горького (1902). Одна из его лучших его работ – "Юлий Цезарь" Шекспира (1903).

Под руководством Немировича-Данченко произошла реорганизация МХТ, он привлек в труппу  молодых актеров. До конца жизни Немирович-Данченко возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем.

В 1919 году Немирович-Данченко организовал при МХТ музыкальную студию (с 1926 года – Музыкальный театр имени Вл.И. Немировича-Данченко). Студия поставила ряд спектаклей ("Лизистрата", "Дочь Анго", "Карменсита и солдат" и другие).

Осенью 1925 года Музыкальная студия Немировича-Данченко выехала на гастроли в Европу и США. С октября 1925 года по январь 1928 года он оставался за границей, и некоторое время работал в Голливуде.

В январе 1928 года Немирович-Данченко вернулся в Москву.

С 1928 года правительственным постановлением Немировичу-Данченко и Станиславскому были назначены пожизненные пенсии.

Значительным вкладом в искусство театра стали его инсценировки романов Льва Толстого "Воскресение" (1930) и "Анна Каренина" (1937), постановки "Грозы" Алексея Островского (1934), "Горя от ума" Александра  Грибоедова (1938).

В 1940 году режиссер по-новому поставил "Трех сестер" Чехова. Эта постановка стала легендой театра.

В 1941 году после начала войны Владимир Иванович переехал в Нальчик, затем в Тбилиси, но уже в сентябре 1942 года вернулся в Москву.

В 1943 году Немирович-Данченко добился организации Школы-студии при МХАТ, которая носит его имя.
Он оставил мемуары "Из прошлого".

За постановку спектакля "Кремлевские куранты" и за многолетние выдающиеся достижения в области искусства и литературы Немирович-Данченко дважды (в 1942 и 1943 годах) был удостоен Государственных премий СССР.

Владимир Иванович был женат на Екатерине Корф (по первому мужу – Бантыш), их брак длился больше 50 лет.

25 апреля 1943 года Владимир Иванович Немирович-Данченко умер от сердечного приступа. Похоронили его в Москве на Новодевичьем кладбище.

Матерал подготовлен на основе информации открытых источников

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz