RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

Третьяковская галерея представила три проекта в рамках Биеннале

Третьяковская галерея представила три проекта, показ которых приурочен к 3-й Московской биеннале современного искусства.

Один из них - "Не игрушки!?" - демонстрирует, как при умелом подходе плюшевые звери и куклы могут превратиться в арт-объекты, другой - Mausoleum - проекты фантастических домов и городов, в которых мы, будь они построены, могли бы жить, и третий - "Владимир Сычев. Репортаж" - Россию и ее жителей образца 40-летней давности.

Взрослые игры

Проект "Не игрушки!?", подготовленный сотрудниками отдела новейших течений музея, решает глобальную задачу. А именно - показать, как в своих творческих целях обращались художники с предметами детского внимания на протяжении 80 последних лет.

Выясняется, что по-разному - у кого-то они становятся объектами, у других - ассамбляжами, а у некоторых и вовсе инсталляциями, в которых зритель может принять непосредственное участие. Однако в большинстве случаев случайно или намеренно, но делается так, чтобы потом было смешно.

Вот гордо парят под потолком жутковатые резиновые куклы, переработанные Борисом Орловом в позитивных Купидонов с посеребренными крыльями, - кто с волосами, но без глаз, а кто наоборот. Все вместе они - "Парад астральных тел".

Параллельно оказывается, что если к детским скакалкам с ручками в виде лягушек добавить ружье, то они вполне могут стать арт-объектом. "Допрыгались", сообщает зрителю Витас Стасюнас, приладивший одного земноводного к курку, а другого - к дулу.

Вместе с тем, некоторым везет больше - жирафы Ростана Тавасиева ведут себя в музее, как шкодливые захватчики: рвут холсты, качаются на картинах и разъезжают на пианино. А обычные резиновые игрушки из коллекции Кирилла Шаманова, стоит поместить их под стекло, превращаются в парадный портрет героев ванн и песочниц недавних 1970-х.

Выставка "Не игрушки!?" является по сути своей экспериментом, призванным продемонстрировать принцип: нынешние художники - наследники авангардистов.

"Это вам не игрушки", - напоминает своим произведением Илья Кабаков.

Поэтому два знака - восклицания и вопроса - в названии выставки вполне закономерны. Действительно, какие уж тут игрушки, хотя формально они и есть.

Нарисуем - будем жить

Куратор выставки "Бумажная архитектура" Юрий Аввакумов не впервые экспериментирует с классическим пространством, встраивая в него другие сооружения, - на последней Архитектурной биеннале в Венеции в церкви Сан Стае появился Роддом, а теперь в Третьяковской галерее - Мавзолей.

Стены у него, правда, картонные, а вместо Ильича - проекты российских архитекторов, которые в 1980-1990-х годах получали награды на престижных международных выставках, но так никогда и не были реализованы. Получается, что как раз Мавзолей для них самое место - хоронить никто не собирается, недаром почти половина представленных на выставке работ принадлежит музею, однако они и не жильцы.

Эта выставка интересна по нескольким причинам. Во-первых, бумажную архитектуру, ставшую особым жанром, показывают не часто. Первая выставка, к юбилею которой приурочена нынешняя, прошла 25 лет назад, а последняя состоялась в 1992 году.

Во-вторых, некоторые эксперты ставят бумажную архитектуру по значимости на третье место после конструктивизма 1920-х и неоклассицизма 1930-х.

В-третьих, любопытно посмотреть, какие идеи возникали несколько десятилетий назад в умах успешно практикующих в настоящее время архитекторов, поразиться полету фантазии и представить, как мы могли бы жить, если хоть что-то удалось бы воплотить. Например, футуристические проекты застройки Зубовской площади в Москве Виктора Смышляева и Вячеслава Мизина или кладбище-небоскреб Михаила Белова и Юрия Аввакумова.

Знакомые все лица

Фотохудожник Владимир Сычев - один из немногих советских авторов, признанных на Западе. Он работал с Vogue и Stern, снимал предвыборную компанию Жака Ширака.

Между тем, в Третьяковской галерее можно увидеть порядка сотни черно-белых снимков, сделанных в России в 1970-х годах.

Одна из серий - "Летопись неофициального искусства" - появилась благодаря тому, что московская квартира Сычева часто становилась местом проведения выставок андеграундных тогда художников. Таким образом перед объективом Сычева часто оказывались Оскар Рабин с супругой Валентиной Кропивницкой, Илья Кабаков, Владимир Немухин и другие, уже ставшие классиками, художники. С этой точки зрения представить показ Сычева, кроме как в музее на Крымском валу рядом с экспозицией искусства ХХ века, сложно.

Вместе с тем, на выставке можно увидеть работы из другой знаменитой серии фотографа - "Повседневная советская жизнь". При этом некоторые вспомнят, а другие узнают, как граждане СССР стояли в очередях, ходили на демонстрации и строили светлое будущее, не исключая при этом алкогольный досуг на бульварах.

Вторая часть проекта - работы Сычева "западного" периода, демонстрируется в Галерее на Вспольном.

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz