RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

Федерико Феллини. Биографическая справка

Сегодня, 20 января, исполняется 90 лет со дня рождения без преувеличения величайшего режиссера Федерико Феллини.

Итальянский кинорежиссер, сценарист Федерико Феллини (Federico Fellini) родился 20 января 1920 года в Римини (Италия) в семье коммивояжера.

В возрасте 12 лет Федерико сбежал из дома, чтобы присоединиться к бродячему цирку, но уже через месяц полицейские вернули его домой.

После школы, сменив ряд временных работ, он 1938 году уехал во Флоренцию, где писал рассказы и рисовал карикатуры для сатирического журнала.

Переехав весной 1939 года в Рим, Феллини стал сотрудником журнала «Марк Аврелий», где вел постоянные рубрики и публиковал иллюстрированные юмористические рассказы. Он также работал страховым агентом, наборщиком в типографии, оформителем витрин, писал скетчи для радио; некоторое время учился на юридическом факультете Римского университета.

В редакции он познакомился с режиссером Стефано Ванциной (Стено), благодаря которому при посредничестве актера Альдо Фабрици в 1939 году попробовал свои силы в кино. Как гэгмен Феллини участвовал в написании сценариев ряда комедийных фильмов.

Осенью 1943 года Феллини женился на Джульетте Мазине, исполнительнице роли Паллины на радио в написанных им скетчах, брак с которой знаменовал их полувековое творческое сотрудничество.

Знакомство в 1945 году с Роберто Росселини, «отцом неореализма» значительно повлияло на мировоззрение и будущее творчество Феллини, который на протяжении первых послевоенных лет выступал соавтором сценариев фильмов Росселини, а также сотрудничал как драматург с другими режиссерами-неореалистами.

Совместно с Альберто Латтуадой он поставил свой первый фильм «Огни варьете» (Luci Del Varietа, 1950), а следом по сценарию Микеланджело Антониони комедию «Белый шейх» (Lo Sceicco Bianco, 1952).

Одновременно с новеллой «Брачное агентство» (Un Agenzia Matrimoniale) для альманаха «Любовь в городе» (Amore In Cittа, 1953) Феллини снял оригинальный, навеянный автобиографичными мотивами фильм «Маменькины сынки» (I Vitelloni, 1953), групповой портрет нового поколения молодых провинциалов.

Фильм «Дорога» (La Strada, 1954) принес Феллини и исполнительнице главной роли Джульетте Мазине мировую известность и приз «Оскар», но в Италии картина подверглась достаточно резкой критике за окончательный разрыв с канонами неореализма. «Дорога» сыграла весьма существенную роль в развитии киноискусства, показав возможность притчевого построения общепонятного фильма.

Последующие фильмы «Мошенничество» (Il Bidone, 1955) и «Ночи Кабирии» (Le Notti Di Cabiria, 1957) уже своим выбором героев маргиналов этот отход упрочили.

В 1959 году вышел фильм «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita) – рассказ о молодом человеке из провинции, который осознает всю порочность и пустоту жизни в большом городе, но не может противиться соблазну. Во всем мире фильм был встречен как горькая и едкая сатира на пошатнувшиеся европейские ценности; он также стал поворотным моментом в творчестве Феллини.

Авторский шедевр – «Восемь с половиной» (Otto E Mezzo, 1963), с явными автобиографическими аллюзиями в образе режиссера в исполнении Мастроянни, решительно обновил киноязык и повлиял на несколько поколений кинематографистов мира. Фильм получил главный приз на Московском кинофестивале.

После затяжного кризиса 1960-х годов появилась картины «Джульетта и духи» (Giulietta Degli Spiriti, 1964), в конце десятилетия Феллини снял для американского телевидения фильм «Феллини-блокнот режиссера» (1969, США), а следом – автобиографическую трилогию «Клоуны» (I Clowns, 1970, телефильм), «Рим» (Roma, 1972) и «Амаркорд» (Amarcord, 1973).

Личностную мифологизированную трактовку античности и истории 18 века представляли его ленты «Сатирикон-Феллини» (Satyricon, 1969) и «Казанова Федерико Феллини» (Il Casanova Di Federico Fellini, 1976).

Емкая философская притча «Репетиция оркестра» (Prova D'orchestra, 1978) возродила былую универсальную, в основе своей новаторскую потенцию маэстро.

Последнее десятилетие творчества при всем разнообразии снятых в нем фильмов – саркастический антифеминистский памфлет «Город женщин» (La Cittа Delle Donne, 1980), ностальгические вариации на темы модерна как «большого стиля» в ленте «И корабль плывет» (E La Nave Va, 1983), антителевизионный шарж «Джинджер и Фред» (Ginger E Fred, 1985), попурри на собственные кинематографические темы в «Интервью» (Intervista, 1986) и поэтическая аллегория «Голос луны» (Le Voce Della Luna, 1990) – развивалось под знаком общепризнанного во всем мире академизма.

В течение четырех десятилетий, с 1954 года и до своей смерти (31 октября 1993 года), Федерико Феллини был признанным представителем европейского кино в мировой киноиндустрии. Он завоевал четыре «Оскара» в категории «Лучший иностранный фильм», а в 1993 году был удостоен Специальной премии Американской академии киноискусств за вклад в искусство кино.

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz