О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
Космонавт Климук: фильмы режиссера Мотыля носят высокий дух романтизмаКаждый из фильмов режиссера Владимира Мотыля, скончавшегося в воскресенье, носит высокий дух романтизма и героизма, в "Белом солнце пустыни" главные положительные герои преданы делу государства, как и космонавты, сказал в беседе с летчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза, начальник Центра подготовки космонавтов в середины 90-х до начала 2000-х годов Петр Климук, говоря о режиссере Мотыле. С начала 1970-х годов все космонавты, отправляющиеся на орбиту, смотрели и до сих пор смотрят на Байконуре фильм "Белое солнце пустыни" перед стартом, это уже стало традицией. Этот фильм вместе с советскими и теперь уже российскими космонавтами смотрели и смотрят все иностранные участники полетов. "Мотыль - очень специфический режиссер, но, пожалуй, его величие в том, что каждый из его фильмов носит высокий дух романтизма и героизма. Можно удивиться, но именно это оказалось близким настроению и характерам людей-испытателей, а именно таковыми считают себя космонавты", - сказал Климук. "Ведь в том же "Белом солнце пустыни" каждый типаж по-своему, но ярок и героичен, а главные герои, так же, как и мы, испытатели, преданы делу государства, делу утверждения нового, вселяют уверенность в том, что так оно и будет. Если уж честно, то в этом фильме целая идеология - вроде бы боевик, вроде бы военный фильм, но говорит о человеческих душах", - отметил летчик-космонавт СССР. По словам Климука, к сожалению, он не был лично знаком с Мотылем. "Но когда я был руководителем ЦПК, мы хотели его (Мотыля) пригласить в Звездный городок, представить к званию заслуженного деятеля культуры, но не случилось", - рассказал Климук. "Мотыль - очень глубокий режиссер, чьи фильмы, и наш любимый в частности ("Белое солнце пустыни"), разошлись на цитаты, ситуации, опять же на описание характеров", - добавил он. В свою очередь, летчик-космонавт, Герой России, также экс-начальник ЦПК Василий Циблиев рассказал, что в Крыму в самом начале 70-х годов работал Центр управления полетами, откуда шло общение с космонавтами. "Естественно, в группе управления полетами были и сами космонавты. Место было достаточно изолированное, в то время, когда не было сеанса связи, а отлучаться было нельзя, надо было себя чем-то занимать. в ЦУПе стоял большой видеомагнитофон, но фильмов там не было. И вот обнаружилась одна кассета именно с фильмом "Белое солнце пустыни". Посмотрели, прошло несколько часов, еще раз посмотрели, а потом стали развлекать друг друга вопросами по фильму", - сказал Циблиев. По его словам, вопросы, которыми развлекали друга друга специалисты ЦУПа были сложными, рассчитанными на сверхвнимание и сверхнаблюдательность, например, как звали кота красноармейца Сухова. "Ну а когда было 25-летие выхода фильма на экраны, в Доме кино была большая встреча, и мы буквально завалили Мотыля вопросами про фильм. Оказалось, что у нас их было аж 420. Большая часть этих вопросов вызывала хохот и недоумение: сам режиссер и его команда утверждали, что в фильме ответов на эти ребусы не было, в частности, какого размера были бедра у Катерины Матвеевны. И уж когда все сдались и не смогли ответить на наши вопросы, мои друзья-космонавты с торжеством заявили: "Да на пол-экрана эти бедра были!" - рассказал Циблиев. Он отметил, что этот фильм по сути неисчерпаем в своих цитатах, характерах, ситуациях. "Он (фильм) стал знаковым для нас, да и наверно, для целых поколений", - добавил Циблиев. Летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Джанибеков, со своей стороны, отметил, что фильм "Белое солнце пустыни" заинтриговал космонавтов, он оказался многоплановым. многомерным, а сама интрига фильма шла по необычным каналам сознания и восприятия человеком. "Так получилось, что несколько просмотров этого фильма в ходе одного из первых групповых космических полетов совпали с успешным завершением работы космонавтов на орбите и было решено в дальнейшем смотреть этот фильм перед каждым полетом, это стало традицией", - сказал Джанибеков. Он рассказал что его партнер по полету французский астронавт Жан-Лу Кретьен после полета (1982 год - ред) на станцию "Салют-7" (предшественница станции "Мир" и МКС) взял кассету с фильмом "Белое солнце пустыни" с собой во Францию. "А через несколько лет, уже после второго полета Кретьена, я гостил у него дома (во Франции). После ужина мы уселись, разговорились, он поставил кассету с этим фильмом ("Белое солнце пустыни"). Где-то на третьей минуте я увидел, как у него потекли слезы. Жан-Лу прекрасно говорит по-русски,но важно то, что такой фильм тронул душу даже испытанного французского полковника", - отметил Джанибеков. По его мнению, для него и для многих его товарищей-космонавтов главными остаются две фразы из этого фильма. "Первая очень совпадала с тем периодом, который мы долго переживали, а в чем-то переживаем и сейчас - это фраза "За державу обидно". А другая утверждает неприкосновенность государственных интересов, их защиту от всякой нечисти: "Таможня дает добро". Но это добро дается не просто так, а при соблюдении правил, законов, норм", - заключил Джанибеков.
|