RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

Оперу российского композитора о болезни Альцгеймера поставят в Англии

Оперу российского композитора Елены Лангер The Lion's Face ("Лицо льва"), в которой рассказывается о болезни Альцгеймера, презентуют в Великобритании в мае на Фестивале искусств в Брайтоне, после чего она переедет на сцену "Ковент-Гардена".

"Еще несколько лет назад у меня появилась идея написать пьесу про пожилого человека, больного Альцгеймером. Мне показалось интересным сочетание поэзии и музыки с потерей памяти", - рассказала в интервью Лангер.

По словам композитора, над оперой она работала вместе с известным английским поэтом Глином Максвеллом (Glyn Maxwell), который сотрудничал с ней еще при написании ее первой оперы The Girl of Sand. Они заинтересовались тематикой болезни Альцгеймера и подали эту идею на оперный конкурс в Цюрихе.

"Мы выиграли этот конкурс, но там требовалось получасовое действие, и мы поставили короткую версию в Цюрихе. Там ее увидел артистический директор компании The Opera Group, режиссер Джон Фуллджеймс и заказал нам расширить эту оперу до полнометражной - это полтора часа в двух отделениях", - пояснила она.

Маска болезни

Лангер рассказала, что во время работы над увеличенной версией оперы Фуллджеймс свел ее и либреттиста с врачами из центрального лондонского института психиатрии. "Там мы имели возможность говорить с больными, врачами, сиделками, родственниками. То есть у нас получился интересный процесс реального познания этого состояния", - отметила она.

Именно исходя из приобретенного опыта, было решено дать опере название The Lion's Face. "Мы не хотели какое-то очевидное название этому давать. "Лицо льва" - это такой клинический термин, потому что у больных Альцгеймером бывает такое выражение лица, похожее на маску - ничего не выражает, но за ней кроется масса переживаний и воспоминаний", - пояснила собеседница агентства.

Она также отметила, что "опера не имеет отношения к какой-то чернухе". "Наоборот, она лирическая, в ней есть даже смешные моменты. Так или иначе, но во время этой болезни возникает много комичных ситуаций, даже врачи всегда вспоминают смешные истории, связанные с болезнью Альцгеймера", - пояснила она.

Вдохновение в старости

Лангер призналась, что в первую очередь писала оперу для себя, как и остальные свои произведения. "Практически любой человек боится старости. Я ее тоже очень боюсь, она меня пугает, и через это сочинение я нахожу свои ответы на то, как иметь с этим дело, что важно, а что нет. Может быть, кто-то из зрителей тоже что-то для себя найдет в этой опере", - надеется композитор.

В опере The Lion's Face, действие которой происходит в доме престарелых, всего четыре персонажа - пациент, его жена, сиделка и ее дочь. Как рассказала Лангер, "главный герой страдает болезнью Альцгеймера по-своему - ему кажется, что он находится в детстве и ему где-то 10-11 лет, поэтому он не узнает свою жену и вообще мало понимает, что происходит вокруг него".

"Одним из самых интересных для меня моментов является то, что пожилого человека играет драматический актер, а все его окружение - оперные певцы. Таким образом, получается сочетание жанров - это одновременно и театр, и опера", - отметила собеседница агентства.

По словам композитора, один из центральных персонажей в постановке - это дочь сиделки главного героя, девочка лет десяти. Именно с ней Лангер ассоциирует зрителя, "который сначала ничего не знает об этой болезни, не понимает ее, но постепенно познает этот недуг во время просмотра оперы".

"В день событий в Лондоне пошел снег, школы закрылись - знаете, в Англии ничего не функционирует, когда снег идет, поэтому девочке приходится идти к маме на работу. Она болтается в доме престарелых и наблюдает за главным героем - сначала она боится его, потом начинает его дразнить и смеяться, а потом постепенно, ближе к концу оперы, понимает его лучше всех других окружающих", - рассказала Лангер.

"Девочка даже принимает реальность нашего героя - он же живет в прошлом, а в то время он был влюблен в девочку. Наша героиня - ровесница его нынешнего состояния - приняла эту роль, согласилась быть той девочкой из его грез, а он, естественно, от этого становится счастливым", - пояснила она.

Композитор также отметила, что зритель, в отличие от "близких" главного героя, будет видеть все, о чем думает пациент - параллельно с действием на экране будет идти фильм - это рассказ о прошлом главного героя, которым он живет во время действия: окружающие его не видят все эти воспоминания, а публика видит на экране.

Англия vs Россия

Лангер отметила, что закончила партитуру буквально две недели назад. "Сейчас ее будут разучивать артисты, а премьера The Lion's Face состоится в мае на фестивале в Брайтоне. Потом она будет путешествовать по разным городам Англии, а в июле доберется до Лондона, где будет поставлена на Малой сцене "Ковент-Гардена", - рассказала она.

Собеседница агентства подчеркнула, что вопрос о показе оперы в России не стоит. "Про меня в России вообще как-то не знают. Я уехала около десяти лет назад, после того как закончила консерваторию. В Лондоне я училась, работала, при условии, что я тогда даже английский знала плохо. С тех пор у меня очень интересная работа, в основном в области оперной музыки, и в Англии и чуть-чуть в Германии меня ставят, а в России ничего не происходит", - поделилась она.

Лангер призналась, что хотела бы показать свою оперу в России. "Думаю, что это будет интересное шоу и люди получат от него удовольствие. У нас хороший режиссер, отличный дизайнер, необычная постановка. Я считаю, что в России чего-то подобного происходит мало, камерная опера как таковая вообще мало функционирует, так что интерес у зрителя, уверена, был бы", - сказала она.

"В данном случае у меня нет никаких меркантильных интересов, я понимаю, что это нереально, но сам факт того, чтобы опера была показана в России, - это было бы здорово", - заключила композитор.

Лангер родилась в 1974 году в Москве. После учебы в Московской консерватории закончила аспирантуру Royal College of Music в Лондоне. C 2001 года работает над докторской диссертацией в Королевской академии музыки. С 2002 года Лангер была "композитором в резиденции" при лондонском театре "Алмейда". Она написала две камерные оперы для театра - Ariadne и The Girl of Sand. Моно-опера Ariadne после постановки в "Алмейде" была также исполнена на фестивале Бриттена и Штрауса в Алдебурге, на фестивале "Возвращение" и в Королевской академии музыки.

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz