RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

Дрезденский Альбертинум расширили в четыре раза, сохранив облик здания

В Дрездене открылся после реконструкции Альбертинум (Albertinum) - то самое собрание скульптур, которое вдохновило Ивана Цветаева на создание Музея изящных искусств, ныне известного как ГМИИ им. Пушкина. Каким образом музейщикам и архитекторам удалось совместить несовместимое - расширить музейную экспозицию и построить новое фондохранилище, сохранив при этом исторический архитектурный облик самого здания, выяснил корреспондент.

Ковчег для искусства

Альбертинум - одно из немногих в Дрездене зданий, уцелевших после бомбардировок союзников в 1945 году, поэтому и местные жители, и власти города, который после войны пришлось отстраивать заново, относятся к нему очень трепетно.

На своем веку музей пережил две глобальные реконструкции: первая случилась в 1884-1887 годах, когда комплекс королевского Арсенала XVI века был переделан под скульптурное собрание, а вторая началась после наводнения 2002 года, когда разлившаяся Эльба затопила фондохранилище, и завершилась летом 2010 года.

Как объяснил директор Художественных собраний Дрездена Мартин Рот, после стихийного бедствия стало ясно, что фондохранилище необходимо сделать абсолютно безопасным, не подвластным природным катаклизмам. Однако средств на это не было, и тут на помощь пришли немецкие художники, в том числе и уроженцы Саксонии Георг Базелиц и Герхард Рихтер, чьи работы на арт-рынке ценятся очень высоко. Благотворительный аукцион, на который более 40 художников передали свои произведения, выручил 3,4 миллиона евро. Сейчас эти работы экспонируются в обновленном Альбертинуме на выставке "Обетованная земля", открывшейся в честь завершения реконструкции в знак благодарности музейного руководства.

По словам Рота, аукцион дал импульс к большой работе - сначала требовалось провести архитектурный конкурс, затем - реконструкцию. Помогали и коллеги-музейщики, принимавшие у себя выездные выставки, и бизнес, и, главное, правительство: в общей сложности реновация Альбертинума обошлась более чем в 50 миллионов евро.

Проект реконструкции музея разработал берлинский архитектор Фолькер Штааб (Volker Staab), глава Staab architekten, предложивший в целях безопасности перенести фондохранилище и мастерские подальше от земли, в новую надстройку над историческим зданием. Его идея в 2004 году была объявлена лучшей по итогам международного конкурса, в котором приняли участие более 90 архитекторов, в том числе и знаменитый Норман Фостер.

Сам Штааб утверждает, что источником вдохновения для него послужил библейский Ноев ковчег, только спасать требовалось старинные шедевры, а не зверушек. Свой проект он так и называет - Ark for Art, "Ковчег для искусства".

Что нам стоит дом надстроить

По плану Штааба, двухэтажная конструкция накрыла внутренний двор Альбертинума подобно колпаку. Раньше это пространство выглядело как обычный двор-колодец с обращенными в него окнами, а теперь это огромная светлая общественная зона с кафе, музейным магазином и входами в выставочные залы. Планируется, что со временем здесь будут устраиваться концерты и балетные спектакли.

Из атриума основание надстройки выглядит просто как потолок из белого матового стекла, пропускающего дневной свет, а снаружи новодел и вовсе не заметен: его закрывают мансарды, которые были в Альбертинуме и до реконструкции.

По словам Штааба, главная задача, которую он решал при проектировании - не затрагивая историческое здание, надежно "подвесить" над ним надстройку таким образом, чтобы они воспринимались как единое целое. В итоге фондохранилище возводилось по тому же принципу, по которому строятся мосты: одной опорой стала шахта лифта, а другой - пара колонн позади фасада Альбертинума.

В результате конструкция весом в 2,7 тонны, длиной в 72 метра, шириной в 24 метра и высотой в 7 метров словно парит над музеем, не нарушая его исторический облик ни внешне, ни конструктивно.

На втором этаже новой постройки разместились реставрационные мастерские, а на первом - современные просторные фондохранилища для произведений искусства из Художественных собраний Дрездена. Они оборудованы совершенной системой безопасности, в том числе и противопожарной. Если датчики уловят дым, то воздух в помещении тотчас же станет разреженным, как в горах, и огонь попросту не сможет разгореться. Несомненно, здесь есть чему позавидовать российским коллегам-музейщикам: предметы искусства находятся каждый на своем месте, а не впритык друг к другу, как часто бывает из-за недостатка площадей для хранения, едва ли не главной беды наших музеев. У нас, пожалуй, только Эрмитаж может похвастаться новым реставрационно-депозитарным центром "Старая деревня", остальные музеи пока дожидаются своей очереди на расширение, в том числе крупнейшие - ГМИИ им. Пушкина, Государственный исторический музей, Политехнический музей и Музеи Московского Кремля, для которых уже было начали строить депозитарий на Боровицком холме, да отложили до пересмотра его архитектурной концепции.

Услышав о том, что общественность у нас протестует не только против внешнего облика депозитария, но и против выбора места для его строительства, директор художественных собраний Дрездена сказал, что общественности надо понимать: музеи подобны человеческому организму, где все взаимосвязано.

"Не может же быть такого, чтобы голова у человека была в одном месте, сердце в другом, а ноги в третьем. Все должно быть вместе. Так же и с музеем: экспозиционные залы и фондохранилища с реставрационными мастерскими не могут быть разведены друг от друга на большое расстояние", - уверен собеседник агентства.

По словам Рота, Альбертинуму тоже предлагали построить новое фондохранилище подальше от реки, но в итоге проблему удалось решить иным способом.

Восставший из Эльбы

Настрой посетителям Альбертинума задается прямо у касс, неподалеку от которых находятся две огромные статуи: барочный "Хронос" конца XVII века из парка замка Зеерхаузен и "Египтянин" Ульриха Рукрима (2009). По замыслу руководства музея, они обозначают логику построения экспозиции, где классическое искусство соседствует с произведениями XX и XXI веков.

Купив за 8 евро билет, все попадают в тот самый новый атриум со множеством входов в экспозиционные залы. Сориентироваться в обстановке помогают огромные неоновые надписи на стенах, обозначающие, где находится, скажем, Галерея Новых мастеров, а где - Зал скульптуры. Последний, впрочем, миновать сложно - он расположен прямо у входа, и через открытые двери можно разглядеть одну из копий "Мыслителя" Огюста Родена, которого в Дрездене оценили с самого начала, или "14-летнюю танцовщицу" Эдгара Дега.

Эти работы дополнены произведениями немецких скульпторов - в частности, "Преклонившей колено" (1911) Вильгельма Лембрука, "Сфинксом" (1970) Норберта Тадеуша и другими.

Как объясняет директор Коллекции скульптуры Мориц Вольк, такой микс устроен намеренно, чтобы немецкое искусство показать в контексте мирового, к тому же самого высокого уровня. Некоторые вещи экспонируются в так называемых открытых хранилищах, где пышные барочные бюсты запросто соседствуют с минимализмом конца ХХ века.

После реконструкции экспозиционные площади увеличились почти в четыре раза, что позволило показать немецкое изобразительное искусство, преимущественно дрезденского происхождения, в более полном объеме, чем раньше.

Экспозиция Галереи Новых мастеров начинается с полотен романтика Каспара Давида Фридриха, далее следует ряд художников XIX века вроде портретиста Фердинанда фон Райски, оцененного только после смерти, потом настает черед немецкого импрессиониста Макса Либермана, который соседствует с французами - например, Клодом Моне и Эдгаром Дега.

Следующие залы отведены экспрессионистам, и в том числе - художникам группы "Мост". Здесь можно увидеть, например, произведения Эрнста Людвига Кирхнера, Отто Дикса, Пауля Клее, дальше идет послевоенное искусство художников из ГДР, а замыкают экспозицию персональные залы Георга Базелица и Герхарда Рихтера.

За три месяца работы обновленный Альбертинум и его коллекции уже успели увидеть 75 тысяч человек, и можно не сомневаться, что поток посетителей будет только увеличиваться.

На это работает и появившийся после реконструкции второй вход, который располагается со стороны главной дрезденской достопримечательности - Фрауэнкирхе. А пройдя атриум насквозь, можно выйти на знаменитую Террасу Брюля, на берег той самой Эльбы, воды которой, чуть было не уничтожив, на самом деле воскресили Альбертинум.

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz