RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

Берлинский фестиваль"Зебра" покажет в Москве поэтические видеоклипы

Берлинский конкурс поэтического кино "Зебра" представит на Пятом Московском международном поэтическом фестивале 15 фильмов кинематографистов из разных стран, рассказал в интервью искусствовед и куратор литературно-художественных проектов Берлинской литературной мастерской Эрик Энгельбрахт.

"В России мы представляем свой фестиваль и хотим привлечь к участию в нем как можно больше российских режиссеров. Мы привезли около 15 лучших фильмов "Зебры", сделанных в 1989-2006 годах, и покажем их в четверг в столичном клубе "Билингва", - сказал Энгельбрахт.

Среди проектов "Зебры", привезенных в Москву, - "Бестиарий" немецкого режиссера Эку Ванда (1989) на стихотворение Эрнста Яндля (1957), "15 февраля" британского режиссера Тима Уэбба (1995) на слова Питера Ридинга, "GPS - Глобальная система позиционирования" греческих режиссеров Йоргоса Дривасама и М. Антельмана (2001).

В фестивальной программе фигурируют также поэтические видеоклипы, снятые аргентинскими, бразильскими, голландскими, канадскими, австралийскими и итальянскими кинематографистами.

Энгельбрахт рассказывает, что первый конкурс поэтического кино в Берлине состоялся в 2002 году.

"К этому времени фильмы уже были, но такого понятия, как видеопоэзия, не существовало. То есть люди снимали фильмы по стихам, но они не знали, что и другие этим занимаются. Никто не знал, что это отдельный жанр", - отметил он, добавив, что еще во времена Гийома Аполлинера (1980-1918) французские сюрреалисты снимали подобные картины.

"Общеизвестно, что Берлин является городом кино, и Берлинская литературная мастерская произвела исследование и поиск фильмов, посвященных поэзии", - рассказывает куратор.

В начале 2000-х мастерская обратилась в высшие учебные кинематографические заведения Германии, и обнаружилось, что поэтических фильмов очень много.

"И тогда в 2002 году мы решили провести фестиваль видеопоэзии, который стал бы частью большого поэтического фестиваля, проводимого Берлинской литературной мастерской. Мы сделали объявление, что ищем фильмы для фестиваля, и неожиданно к нам прислали сотни и сотни фильмов со всего мира", - вспоминает Энгельбрахт.

Сегодня, по его мнению, больше всего поэтических фильмов снимается в странах Западной Европы. "Из России на фестиваль приходит очень мало фильмов, а те, что приходили, не прошли первоначальный конкурсный отбор. Это не то, чего ожидаешь от такой большой страны с богатой поэтической традицией", - с сожалением отмечает немецкий куратор.

На вопрос, есть ли Европе специальные студии, которые производят поэтические видеоклипы, Энгельбрахт отрицательно покачал головой: "Нет, пока это делают, в основном, молодые режиссеры, которые находятся в начале своей карьеры. Они это делают в частных студиях и часто в качестве дипломных проектов".

Многие европейские поэтические фильмы представляют собой игровые ленты с профессиональными актерами, однако в последнее время появляется все большее количество анимационных фильмов.

"Фильмы возникают следующим образом, - продолжает свой рассказ Энгельбрахт: - либо режиссер так впечатлился стихотворением, что решил снять на его основе фильм, либо он просто знаком с автором, либо, напротив, ищет сценарий для своего короткого фильма и вместо сценария использует стихотворение".

Среди требований, предъявляемых к фильмам, участвующим в Берлинском конкурсе, он называет следующие: в основе клипа должно быть поэтическое произведение, его продолжительность не должна превышать 15 минут, срок производства - не более двух лет. Обязательно также наличие английских субтитров.

"Однако настоящий отбор происходит потом, когда начинает работать комиссия, в которую входят профессионалы из сферы литературы, кино и СМИ. Тут вступают в действие неформальные критерии. Во-первых, должен быть понятен эстетический язык. Во-вторых, фильм может быть прекрасно снят, но нам он ничего не говорит. Мы может оценивать только те фильмы, которые нас затрагивают", - отмечает куратор Берлинской мастерской.

На конкурсе "Зебра" поэтические видеоклипы делят и по номинациям: отмечаются самые экстремальные и самые яркие фильмы.

"Кроме того, все приходящие фильмы для ориентации зрителя мы делим на содержательные категории. Например, фильм про город, международный опыт, человеческие взаимоотношения" - рассказывает Энгельбрахт.

В последнее время Берлинскому конкурсу поэтического кино "Зебра" все большую конкуренцию составляет Интернет, в частности ресурс youtube.com, где также представлены поэтические фильмы.

"Однако есть функция фестиваля, которую Интернет все же не сможет заменить - это личное общение. Фестиваль - место, где не просто смотрят фильмы, но собираются и общаются люди, которые их делают", - убежден Энгельбрахт.

"Фестиваль является платформой общения для молодых кинематографистов, которые обмениваются своим опытом. Поэты читают свои стихи, одновременно с этим демонстрируются фильмы. То есть фестиваль - это место прямой связи поэзии с кино", - считает он.

Сегодня в архиве "Зебры" - более 2 тысяч поэтических видеоклипов из 50 с лишним стран.

В поэтических клипах российских авторов, которые немецкий искусствовед уже успел посмотреть на московской "Биеннале поэтов", он отмечает оригинальный подход и яркое использование музыки.

"Российские клипы кажутся мне очень свежими. Те, что я видел на "Зебре", отличает большая концентрация на тексте и визуальном ряде, а в русских очень много музыки - активной и удачной, достаточно агрессивной, но, тем не менее, уместной", - заключает он.

Пятый Московский международный поэтический фестиваль "Биеннале поэтов" открылся 20 октября и продлится до 12 ноября.

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz