О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
Миндадзе намерен снять фильм об одном дне после Чернобыльской аварииИзвестный кинодраматург Александр Миндадзе работает над сценарием, в основу которого лег один день жизни города Припять после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году. "Мне захотелось показать людей, проживающих "субботу незнания", последний мирный день перед эвакуацией: авария на АЭС, изменившая их жизнь, уже произошла, но никто в городе Припять об этой трагедии еще не знает", - рассказал Миндадзе. Он добавил, что собирается этот фильм снимать сам, а для сценария собрал большой материал: свидетельства очевидцев, многих из которых уже нет в живых. Миндадзе признался, что в работе над этой трудной темой, его вновь вместе в Федеральным агентством по культуре и кинематографии поддержал продюсер Рубен Дишдишян. "Рубен Дишдишян способствовал и моему режиссерскому дебюту - фильму "Отрыв", вложив в его производство половину от той суммы, которое выделило на картину государство. Я знаю, что на прибыли от проката он и не рассчитывал, но надеюсь, что он хотя бы удовлетворен тем, что фильм приобрел Первый канал", - сказал он. Как отметил Миндадзе, среди российских продюсеров альтруизм большая редкость, что, в общем, объяснимо: "Цены на производство в кино за последние три года выросли в несколько раз, и, хотя государство дает деньги на большинство отечественных фильмов, без частных инвестиций уже не обойтись". Государственная дотация на фильм в среднем составляет 600-700 тысяч долларов, максимум - один миллион, а сегодня фильм без спецэффектов стоит не меньше двух миллионов долларов. "Недостающий бюджет можно найти на телеканалах, которые, впрочем, идут на альянс с государственными средствами не всегда охотно, или в банках, но процедура эта трудоемкая и в большинстве случаев проигрышная. Поэтому приходится идти к продюсерам, которые могут помочь решить задачу", - признался кинодраматург. Но финансовая зависимость, по мнению Миндадзе, ведет к прямой зависимости художников (режиссеров и сценаристов) от вкусов и пристрастий продюсера. "Со вкусом у продюсеров дела обстоят не всегда хорошо, - большинство хотят делать лишь поп-корн для зрителя, которому ни качество сценария, ни сложные идеи не нужны". С другой стороны, продолжил Миндадзе, продюсер нередко проходит мимо оригинального сценария, так как последний, по его мнению, не вписывается в мейнстрим. "Никто не хочет рисковать своими деньгами", - сказал он. УТРАЧЕННАЯ ТРАДИЦИЯ Ситуацию, по мнению Миндадзе, усугубляет и то, что сегодня знаменитая русская авторская сценарная школа, которая славилась своей кинопрозой, подтекстами и обертонами, окончательно утрачена. "Но и новой школы высококлассных драматургов, которые могли бы писать для коммерческого кино, по его мнению, пока не появилось, - считает он. - Сейчас наше кино в основном нуждается в сценаристах, работающих на конвейере, умеющих писать по лекалам примитивные сюжеты и диалоги. У нас разучились создавать текст как искусство, а качественный коммерческий продукт делать еще не научились". Кроме того, по мнению кинодраматурга, зрители, оболваненные телевидением и тем же массовым кинематографом, не терпят никакой многосложности в фильме. Миндадзе отметил, что великие сценаристы-одиночки, уровня Евгения Габриловича и Геннадия Шпаликова остались в прошлом. "Эра российского романтического кино закончилась, писателей, способных создавать фильмы для "консерваторской публики" осталось не более пяти процентов, впрочем, как и на западе, это процесс общий. Другое дело, что это особенно болезненно для нашей страны, в которой была сильнейшая школа кинодраматургии", - сказал он. ЭКОНОМИКА КИНОСЦЕНАРИЯ По мнению Миндадзе, современные российские кинодраматурги - одни из самых незащищенных людей в кино: "Наши сценаристы, в отличие от американских коллег, сорвавших своей забастовкой церемонию "Золотого глобуса", абсолютно бесправны. Сейчас нет цензуры государства, как было при советской власти, зато есть цензура денег, и творение драматурга расценивается, лишь с точки зрения финансовых перспектив". Если сценарист молодой и неизвестный, то его шанс продать собственное произведение ничтожен, считает Миндадзе. "Его могут только нанять. Молодежь может рассчитывать лишь на авторство диалогов для сериала или "оплодотворение" идей продюсера, и то, за весьма скромное вознаграждение", - сказал он. Миндадзе пояснил, что в советское время было не меньше сложностей с "прохождением" хороших сценариев, но в СССР существовали определенные правила игры. Кинодраматург признался, что его сценарии почти на каждом этапе в разных инстанциях "заворачивали" и возвращали на доработку: "Тогда я начинал играть в "поправки" - сначала выбрасывал требуемое, а на следующем этапе согласований, опять вставлял. Чиновники в советском кино не были людьми кровожадными, они прекрасно понимали, что сценарист, лишь делает вид, что правит сценарий, и сами делали вид, что верят ему". Оплата труда сценариста в СССР, по словам Миндадзе, была достойной: "При условии большого числа копий картины сценарист получал 15-20 тысяч рублей, а в то время кооперативная квартира стоила тысяч 12, а автомобиль "Жигули" - 8,5 тысяч". В наши дни средняя стоимость киносценария, пояснил он, составляет от 30 до 70 тысяч долларов. Для сравнения, продолжил кинодраматург, минимальный контракт сценариста в США составляет 200 тысяч долларов, а средний - от 500 тысяч до одного миллиона долларов. "Но для того, чтобы наши сценаристы доросли до таких гонораров, российское кино должно перейти на качественно иной уровень, надеюсь, когда-нибудь это произойдет", - сказал он. Александр Миндадзе вместе с режиссером Вадимом Абдрашитовым работал над такими картинами как "Парад планет", "Армавир", "Слуга", "Плюмбум, или опасная игра". Среди его последних работ - сценарии к фильмам "Космос как предчувствие" (режиссер Алексей Учитель), "Трио" (режиссер Александр Прошкин) и режиссерский дебют - картина "Отрыв", участвовавшая в конкурсе Венецианского кинофестиваля 2007-го года и недавно получившая сразу две премии российских кинокритиков "Белый слон".
|