RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

История русских балетов откроется посетителям выставки в Лондоне

Масштабная выставка, посвященная знаменитым постановкам русских балетов труппы Сергея Дягилева, открывается в субботу в лондонском музее Виктории и Альберта.

Выставка под названием "Дягилев и золотой век русского балета" расскажет об эволюции прославившегося на весь мир балетного проекта, который продолжался без малого два десятилетия, с 1909 по 1929 год, сначала как "Русские сезоны", а затем как "Русский балет Дягилева" (Ballets Russes).

Ее героями стали известные музыканты, хореографы, художники, создатели костюмов, которых Дягилев привлекал к работе над постановками, обошедшими ведущие европейские сцены. Среди них - Игорь Стравинский, Вацлав Нижинский, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Коко Шанель.

По словам куратора выставки Джейн Притчард, основу экспозиции примерно из 300 объектов, в числе которых около 70 красочных костюмов к спектаклям, составят экспонаты из коллекции музея Виктории и Альберта, который несколько лет назад также вобрал в себя собрание лондонского Музея театра.

"Около 200 экспонатов мы показываем из нашей собственной коллекции, где есть совершенно выдающиеся артефакты, а остальное мы восполнили за счет вещей, предоставленных другими музеями и частными лицами", - отметила она.

В частности, из Франции для показа в Лондоне привезены некоторые личные вещи импресарио - его цилиндр и бинокль, а из Стокгольмского музея театра - посмертная гипсовая маска Дягилева, снятая сразу после его смерти в Венеции в 1929 году.

Выставка состоит из трех основных разделов.

В первом из них собраны свидетельства начала покорения Европы Дягилевым и его труппой, когда европейская публика, еще не готовая к столь авангардным представлениям, воспринимала "Русские сезоны" неоднозначно. В числе экспонатов, представленных здесь, будут девять костюмов к балету "Весна священная", созданных по эскизам Николая Рериха.

Второй раздел переносит посетителей за кулисы дягилевских "Русских балетов". В темной комнате среди нагромождения черных стульев, столиков и сундуков ведется повествование о работе всех членов труппы, их кропотливом труде и личном вкладе в то, что потом видят зрители. Впервые на публичной выставке будут показаны нотные записи Стравинского к балету "Пульчинелла" и пояснения Нижинского к балету "Послеполуденный отдых фавна".

Здесь же будут представлены впечатляющие взор задник к балету "Жар-птица" работы Натальи Гончаровой размером 16 на 10 метров (самый большой по размеру экспонат в собрании музея Виктории и Альберта) и занавес к балету "Голубой экспресс", созданный и подписанный Пабло Пикассо. Здесь же - созданная специально к выставке видеоинсталляция с силуэтами современных балерин, танцующих на фоне задника к "Жар-птице" и языков пламени.

"Дягилев неохотно разрешал снимать на пленку свои спектакли, поэтому мы решили создать к этой выставке собственные фильмы, посвященные его жизни и деятельности его балетной труппы", - рассказала Притчард.

Третий, заключительный, раздел выставки напомнит о периоде возрождения и нового витка европейской славы "Русского балета" в 1920-е годы. Зрители увидят здесь рукописи лично знакомых с Дягилевым и высоко ценивших его деятельность писателей Джеймса Джойса, Марселя Пруста и Томаса Стернса Элиота. Тут же будут представлены костюмы по эскизам Анри Матисса, Коко Шанель, Леона Бакста, Михаила Ларионова и других художников.

Здесь представлены малоизвестные эпизоды жизни импресарио, который потерпел фиаско в сезоне 1921 года, когда его едва не обанкротил поставленный на сцене лондонского "Ковент-гардена" балет "Спящая принцесса" с Ольгой Спесивцевой. Устроители выставки напоминают и об окончившихся ничем попытках советской власти вернуть уехавшего за границу Дягилева на родину, и о его балете "Стальной скок" 1927 года с элементами воспевания советской индустриализации, который некоторые критики считали "заигрыванием" с новым режимом.

Современники Дягилева вспоминали, что он всю жизнь суеверно боялся гибели на воде, поэтому никогда не путешествовал морем, однако по иронии судьбы, именно в городе на воде - в итальянской Венеции - он умер в 1929 году, окруженный тремя близкими людьми: секретарем и любовником Борисом Кохно, еще одним фаворитом, танцовщиком и хореографом Сержем Лифарем, а также музой и покровительницей искусств Мизией Серт. Внимание привлекает последний счет из итальянской гостиницы, так и не оплаченный Дягилевым.

"Ballets Russes стали не просто историей, а явлением, оказавшим огромное влияние на последующее развитие театра, искусства и моды в целом", - подчеркнула Притчард.

Словно в подтверждение этого завершают выставку несколько моделей из коллекции "Русские балеты", которую создал в 1976 году под впечатлением от дягилевских балетов известный французский кутюрье Ив Сен-Лоран.

К открытию выставки издан специальный подарочный альбом с 240 иллюстрациями и выпущена ограниченная партия в тысячу флаконов нового аромата духов Diaghilev.

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz