О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
Писатель Мелихов старается в своей прозе противостоять пошлостиПисатель Александр Мелихов, сборник рассказов которого "Любовь-убийца" уже вышел в свет, а другой - "Мудрецы и поэты" - скоро появится на книжных полках, рассказал, что в своей прозе и публицистике старается противостоять пошлости. "В этом мы видим свою миссию - по мере сил служить вечному, - считает Мелихов, и в качестве заместителя главного редактора журнала "Нева" добавляет, что толстые журналы - сейчас почти единственная отдушина для писателя, где его не спросят: "А что мы будем с этого иметь?". Александр Мелихов, отвечая на вопрос о месте "толстого" литературного журнала в современной культурной жизни страны, сказал: В сборнике рассказов "Любовь-убийца", вышедшем в издательстве "Лимбус", Мелихов хотя и признает "любовь и кровь" романтическим штампом, но "стремится показать, что и в жизни самых обычных людей именно смерть отделяет подлинное от неподлинного". Как и роман Мелихова "Чума", а также последнее произведение "При свете мрака", этот сборник построен на острых сюжетах. Так, в рассказе "Новорусские помещики" внезапно разбогатевший строитель пытается обрести новую красивую жизнь и погибает, стареющая челночница пытается излечиться от фригидности, но когда она обретает и теряет подлинную любовь, то превращается, по словам автора, "из фигуры смехотворной в трагическую". "Смерть всюду выжигает пошлость - вот, пожалуй, пафос этой книги", - резюмировал писатель. Рассказы из сборника "Мудрецы и поэты", который будет в ближайшее время опубликован издательством "Время", были написаны в той фазе, когда автору, напротив, казалось чем-то низкопробным использовать сюжеты "с заостренной событийной драматичностью". "Мне казалось, что вода в стакане живет по тем же законам, что и в океане, будничная жизнь полна скрытого драматизма - нужно только увеличительное стекло", - пояснил автор и добавил, что главный интерес этих рассказов не в событиях, а в психологии. В рассказе "Кошка" девушка выходит замуж в семью с "традициями" - все у них самое лучшее, и даже кошка необыкновенно умна. Милая молодая женщина, не выдержав этого бахвальства, начинает ненавидеть кошку и в конце концов убивает ее электрическим током. В другом рассказе - "Провинциал" - молодой человек приходит в гости к возлюбленной, которая представляется ему верхом утонченности, и старается не ударить в грязь лицом. Но к той заходит разбитной приятель, и герой, чувствуя себя униженным, нечаянно напивается, хамит и удирает в окно. Александр Мелихов - писатель, литературный критик, публицист, заместитель главного редактора журнала "Нева". Родился в 1947-м году в городе Россошь Воронежской области. Окончил матмех ЛГУ, работал в НИИ прикладной математики при ЛГУ. Кандидат физико-математических наук. Как прозаик печатается с 1979 года. Публиковался в отечественных и зарубежных журналах: "Нева", "Звезда", "Новый Мир", Nota Bene (Израиль), "Зарубежные записки" (Германия) и других. Автор произведений "Провинциал", "Весы для добра", "Исповедь еврея", "Горбатые атланты, или Новый дон Кишот", "Роман с простатитом", "Нам целый мир чужбина", "Чума", "Красный Сион", "Любовь-убийца", а также книги "Диалоги о мировой художественной культуре" и нескольких сот журнально-газетных публикаций. Мелихов отмечен Набоковской премией и премий имени Гоголя СП Петербурга, премией петербургского ПЕН-клуба и другими. Его роман "Любовь к отеческим гробам" вошел в шорт-лист 2001 года премии "Русский Букер", а также получил премию "Студенческий Букер". Роман "Горбатые атланты" вошел в топ-3 лучших книг Петербурга за 1995 год. За статью об идеологии немецкого фашизма, опубликованную в журнале "Дружба народов", Мелихову была присуждена премия фонда "Антифашист". Статья, по словам автора, содержит получившую некоторую популярность формулу фашизма: "фашизм - это бунт простоты против непонятной и ненужной сложности социального бытия". В последние годы Мелихов развивает концепцию "человека фантазирующего", рассматривая историю человечества как историю зарождения, борьбы и распада коллективных грез.
|