О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
Творческий путь Солженицына начался раньше, чем считается - экспертНачало творческого пути Александра Солженицына датируется 1928 годом, когда ему было 10 лет, а не "лагерным" периодом 40-50-х, как считалось ранее, сообщила в интервью автор исследования, филолог Людмила Сараскина. "Стаж писателя продлился вглубь лет на 15. То есть его начало относится не к 1946 году, его "лагерным" стихам, а к 1928, когда была написана детская повесть Солженицына "Синяя стрела". Известно, что свое творчество сам писатель считает от "лагерного" времени. Свои "долагерные" произведения он не признает и никогда не публиковал", - пояснила Сараскина. Ее книга "Александр Солженицын", которая вышла в издательстве "Молодая Гвардия", основывается на редких и не публиковавшихся ранее материалах, в том числе записях бесед автора с писателем, его дневниках, рукописях и письмах, которые цитирует и пересказывает исследователь, объясняя, как и с чего начинался путь Солженицына в литературу. "Особенно был важен материал, полученный непосредственно от него, - говорит Сараскина. - Но также очень ценными оказались документы, переданные людьми из его окружения, с кем он был знаком, дружил, кто ему помогал: дневники, воспоминания, письма". Один из самых драгоценных источников, по словам автора - дневники жены писателя Натальи Солженицыной, представляющие собой 30 общих тетрадей, в которые та ежедневно записывала впечатления о ее с Солженицыным жизни в Вермонте. Мысль о литературоведческом исследовании творчества Александра Солженицына пришла Сараскиной в 2000 году. Исследователь планировала сделать к этой работе приложение в виде рабочей летописи жизни и творчества. В ходе ознакомления с источниками Сараскина обратилась к самому Солженицыну, с которым уже сотрудничала к этому времени несколько лет как член жюри литературной премии его имени. Писатель ответил, что готов ответить на вопросы, хотя и считает "неудобным" публикацию прижизненной биографии. Сараскина стала приезжать к нему с магнитофоном, задавала вопросы и заполняла лакуны в своем исследовании. Параллельно обнаруживались другие материалы. За пять лет было собрано большое количество документов разного рода. Сама книга, по ее словам, была написана за полтора года. Сараскина отмечает, что если бы не материалы, которые были ею собраны в течение предыдущих пяти лет, совершить этот труд было бы крайне трудно, если вообще возможно. Исследователь отметила, что у нее не было трудностей в общении с Солженицыным. "Нужно только понимать, что он не праздный человек и с ним нельзя просто разговаривать на житейские темы. Я в рабочем порядке задавала Солженицыну вопросы - он к этому относился нормально, как рабочий к рабочему человеку", - сказала она. "Он трудяга и с ним нужно разговаривать так, что бы он и в собеседнике видел эту черту. Тогда он будет тоже уважать твой труд",- добавила Сараскина. Общее впечатление о писателе, которое сформировалось у нее во время общения с Солженицыным и работы над книгой, Сараскина формулирует следующим образом: "Это человек, который перерос литературу и стал действующим лицом истории всего XX века. Он поступал так неординарно, так отважно, так дерзко и всегда был верен себе. И вместе с тем он оставался верен литературе как своему главному предназначению", - сказала автор. "Эта преданность литературе потрясает. В глазах Солженицына, литература - это самое драгоценное и истинное его поприще. Именно потому, что он так предан литературе, он и перерос ее", - сделала вывод Сараскина. Людмила Сараскина - известный литературовед, публицист, писатель, критик. В 1969 году закончила Кировоградский государственный педагогический институт по специальности «русский язык и литература». В 1993 году защитила докторскую диссертацию по творчеству Достоевского. Читает лекции в ведущих учебных заведениях России и мира. Автор книг: «Не мечом, а духом. Русская литература о войне и мире» (1989), «Бесы: роман-предупреждение» (1990), «Возлюбленная Достоевского. Аполлинария Суслова. Биография в документах, письмах, материалах (1994), «Фёдор Достоевский. Одоление демонов» (1996) и других.
|