О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
Зрителя надо атаковать, считает польский режиссер Кристиан ЛюпаЗрителя надо атаковать, считает выдающийся польский режиссер Кристиан Люпа, который привез в Москву свою версию чеховской "Чайки". "Чайка" - это первая постановка европейского мэтра в России на сцене Александринского театра. Спектакль Люпы показан в рамках программы "Премьеры Александринского театра в Москве", которую проводит фестиваль "Золотая Маска". "Художественный руководитель Александринки Валерий Фокин задумал проект, в рамках которого, по его идее, крупные европейские режиссеры будут ставить на сцене театра русскую классику. Такое предложение получил и я", - рассказал в интервью Кристиан Люпа. "Именно в Александринке чеховская "Чайка" впервые увидела свет рампы и потерпела крах. Фокин показал мне даже место, где стоял и откуда бежал Чехов после оглушительного провала. Он познакомил меня с первоначальным текстом пьесы, которую Чехов потом сильно сократил и, прочитав, я понял, что именно эти выброшенные куски сегодня могут прозвучать чрезвычайно современно и актуально. Это касается моментов личных разговоров героев чеховской пьесы и попыток поделиться своими переживаниями",- отметил режиссер. По словам Люпы, все чеховские герои хотят, но не решаются рассказать о своих проблемах, не умеют выразить боль, которая у них на душе. Они устали от этого груза, у них чувство потерянной жизни, но одновременно и желание освободиться от этого. "Это очень современный текст, я понял и почувствовал, что эти разговоры могли происходят между людьми и сегодня, поэтому рискнул попытаться разгадать эту пьесу, не лишая "Чайку" типичной чеховской интонации и атмосферы". Что касается модного нынче течения осовременивания классики, то Люпа считает, что никакая мода, и художественная в том числе, не возникает на пустом месте - тому всегда есть причины. Человек и его жизнь за последние 40 лет очень изменились. "И молодежь не в состоянии оценить того, что было важно для нашего понимания театра. Для них театральность, которую мы воспринимали как правду, сегодня звучит как ложь. И в этом смысле я во многом с солидарен с ними", - сказал Люпа. Но, с другой стороны, Люпа считает, что на молодых режиссеров, например, польских, а это в основном - его ученики, сегодня очень действует авангард, и они хотят быть современными любой ценой. По его мнению, молодые режиссеры часто копируют то, что есть в других театрах, вместо того, чтобы заняться своим собственным поиском, не думая о том, что именно это и принесет самую большую пользу и приведет к открытиям. "Потом молодые спохватываются и понимают, что потеряли главное - свое видение. У талантливых художников такой момент рано или поздно наступает", - сказал Люпа. В театре можно сделать много открытий, но для этого надо очень постараться. Это касается и слова, значение которого сегодня на сцене падает. "Нужно заново "искать" слово, - сказал Люпа. - Просто взять даже великую литературу и озвучить ее невозможно, нужно найти ключ к разгадке слова. Проникнуть туда, открыть тайну, которую заложил автор, и донести ее до зрителя - в этом главная сложность и обязанность режиссера. И это может произойти только как результат живого творческого процесса. А верность букве, а не духу, приводит к появлению скучных спектаклей". Люпа впервые работал с русскими артистами и считает, что это был очень интересный и для него, и, надеется, для артистов Александринки опыт. Они очень сдружились, как сказал режиссер, и работа проходила в атмосфере взаимопонимания. Люпа считает, что русские артисты очень эмоциональны, обладают необычайной интуицией и открыты для поиска. "И русская театральная школа, открытия Станиславского и Михаила Чехова - это источник, который еще не иссяк", - считает Люпа. "Я очень привязался к актерскому ансамблю Александринки, я вообще не люблю менять коллектив. В Старом Краковском театре есть группа, с которой я работаю уже 20 лет. И с александринцами мы решили не расставаться надолго и обещали друг другу следующие приключения", - сказал Люпа. По словам режиссера, возможно, это будет постановка очень почитаемого им автора Томаса Бернхарда, который мало ставится в России. Кроме того, он сказал, что и Москва сделала ему интересное предложение, от которого трудно отказаться, и теперь он думает, как это будет возможно совместить. "Театр - это место, где людей нужно разбудить для внутренней духовной работы. Это его неизменная миссия. Театр - исключительное место, где встречается живой художник - артист и живой зритель. Такого нет ни в кино, ни в литературе, ни в живописи. Живое общение сцены и зала - это невероятно сильное и уникальное свойство театрального искусства. В этом смысле каждый спектакль - это своеобразный ритуал на грани религии". Что же касается зрителя и его реакции, то, по словам Люпа, изначально думать о том, чтобы любой ценой доставить удовольствие публике, может только трус. "Зрителя надо атаковать, завоевывать, - считает режиссер. - Если я хочу сказать что-то важное, то не думаю о том, понравится это зрителю или нет, иначе не решусь сказать все до конца. У художника всегда есть риск остаться непонятым. Но в процессе работы я интуитивно стараюсь сделать свои высказывания доходчивыми, хочу, чтобы меня поняли".
|