О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
Только кино делает видимыми мысли и чувства человека - Иштван СабоИзвестный венгерский режиссер Иштван Сабо - обладатель престижных наград, в числе которых "Оскар" и гран-при Московского кинофестиваля - считает, что главным достоинством кино является крупный план. "Кино - единственный вид искусства, который может показать на живом лице мысли и чувства человека, - сказал в интервью Сабо. - Если вы талантливейший художник, такой как Рембрандт, то вы можете написать мой портрет, где я изображен влюбленным. Но картина не сможет передать на моем лице, как на глазах из любви рождается ревность, как из счастливого я превращаюсь в несчастного. Это доступно только киноискусству, и в этом его уникальное достоинство. Сама энергия фильма заключена в человеческом лице, а значит лице артиста". По мнению режиссера, самым важным и главным в кино является артист. Именно через него, его лицо зритель постигает суть фильма. "Если ты хочешь донести свои мысли и чувства до зрителя, то можешь сделать это только через артиста, - сказал Сабо. - Ведь думая о фильме, вы прежде всего вспоминаете артиста: Грету Гарбо, Марлен Дитрих, Алексея Баталова, Кларка Гейбла. И беда тех режиссеров, которые это не понимают. Я люблю и просто обожаю артистов и считаю, что мне здорово повезло: я могу позволить себе сидеть в кресле и наблюдать за игрой хороших артистов. И мне еще за это платят. А другие люди покупают билеты, чтобы насладиться их талантом". На вопрос, как работает Сабо с артистами - ставит ли их в жесткие рамки или дает им полную свободу, режиссер ответил: "Ни то и ни другое. Мы просто договариваемся, куда мы пойдем и по какой дороге. И я следую за ними, контролируя, чтобы они соблюдали определенный маршрут. Я могу подсказать артисту, где он может идти побыстрее, а где должен притормозить". Что касается отношения к профессии, то, по мнению Сабо, ее можно рассматривать с разных точек зрения, и он приводит такую аналогию: "Если у вас болит голова, вы идете к врачу и можете там встретить доктора, который позаботится о том, чтобы у вас прошла головная боль, и только. Но можете встретить врача, который захотел бы узнать, отчего у вас эта боль и добиться, чтобы в дальнейшем у вас ее не было. Вот я исповедую второй подход к профессии". На вопрос, может ли и должно ли искусство абстрагироваться от политики, Сабо сказал, что на всю его жизнь всегда оказывали влияние политика и идеология, и он просто не может рассказать историю, где бы не было политики - таких фильмов у него не было. "Произведение искусства всегда имеет конкретные национальные исторические источники, определенный жизненный опыт, и это всегда носит локальный характер. Ведь я представляю интерес для вас именно потому, что я не такой, как вы, а вы отличаетесь от меня. Нам интересно друг с другом, потому что мы разные", - пояснил Сабо. На вопрос, важно ли для Сабо мнение зрителя о его фильме, он ответил, что встречи со зрителем - самое важное для любого художника - писателя, живописца, режиссера кино, потому что все, что создается, делается для публики. "Я часто прихожу в кинотеатр, сажусь на дальний ряд и наблюдаю за зрителем. По их реакции я понимаю, где я совершил ошибку и где нет. Интересно, что когда я смотрел свой фильм "Отец" в Кремлевском Дворце съездов (именно там проходили первые московские кинофестивали), то реакция зрителя была точно такой же, как потом в огромном зале Нью-Йорка. Я понял, что есть чувства, которые свойственны всем людям на земле. Еще Бергман говорил о том, что если ты не способен пробудить чувства у людей, то ты не режиссер", - отметил режиссер. Иштван Сабо не только снимает кино, но и ставил театральные спектакли. Олег Табаков приглашал его на постановку русской классики к себе в театр. "Я очень люблю русскую классику и считаю, что литературы XIX-XX веков нет без Толстого, Достоевского и Чехова, - сказал Сабо. - Но в театре я больше не хочу ставить. Театральный режиссер - это другая профессия, там иными способами надо строить свою работу. Из чувства зависти я согласился на несколько постановок - в основном это были оперные спектакли. Среди них были удачи, но успех не изменил моего мнения о том, что я не специалист в этой области. Просто мне несколько раз повезло, но всегда рассчитывать на это нельзя. Так что у меня нет планов, связанных с театром". О своих планах в кино Сабо заранее предпочитает не говорить. Что касается Московского кинофестиваля, то режиссер считает, что награда, которую он получил в Москве в 1967 году за свой фильм "Отец", открыла широкую дорогу ему и его фильму, который он считает своим любимым, и это единственная лента, в которой он не хотел бы ничего изменить. Иштван Cабо (1938) - венгерский кинорежиссер, сценарист и писатель. Мировую славу ему принесли фильмы "Мефисто", "Полковник Редль" и "Хануссен", которые составили "немецкую трилогию". Его фильм "Доверие" выиграл Серебряного медведя в 1979 году в Берлине. Картина "Мефисто" принесла режиссеру приз Венгерских кинокритиков, приз за сценарий в Каннах и "Оскара" за лучший зарубежный фильм. Также Сабо - обладатель гран-при 27-го ММКФ за картину "Отец".
|