О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
Симфонион Гитлера и рояль императрицы станут "соседями" в новом музееБолее 7 тысяч экспонатов будет в новом Музее прикладного искусства и самоиграющих музыкальных инструментов, строительство которого недавно начал владелец компании "Вимм-Билль-Данн" Давид Якобашвили, сообщил в интервью коллекционер. "Собрание включает музыкальные шкатулки, механические пианино, граммофоны, аккордеоны, шарманки, часы, статуэтки и табакерки лучших российских и западных мастеров", - рассказал Якобашвили. Среди экспонатов будущего музея - принадлежавший Адольфу Гитлеру уникальный симфонион (музыкальная шкатулка, воспроизводящая звуки со специальных металлических дисков). Он "будет соседствовать со старинным рояль с перламутровыми клавишами императрицы Марии Федоровны, шкатулкой Александра Первого и уникальными статуэтками работы Евгения Лансере и Марка Антокольского". Сколько стоит рояль В России этот музей станет первым крупным общедоступным собранием, посвященным самоиграющим и самодвижущимся автоматам. Частично механические произведения искусства представлены в Политехническом музее, а в Эрмитаже есть знаменитые золотые часы-павлин работы известного английского механика XVIII века Джеймса Кокса и музыкальные шкафы работы Гамса. По словам Якобашвили, механические игрушки попали в его собрание в основном из Европы и Америки, а Россия представлена произведениями прикладного искусства. Стоимость собрания бизнесмен предпочел не разглашать, но признался, что только один рояль Марии Федоровны, стоит 800 тысяч долларов. Кроме музыкальных самоиграющих инструментов в коллекции Якобашвили есть более 600 аккордеонов, собрание русской бронзы, в том числе и мелкая пластика лучших мастеров XIX-XX веков - Соколова, Лансере, Эйзенберга, Самонова, а также лучшие образцы соц-реализма - бронзовые Ленин, Сталин, Орджоникидзе. Отдельно можно выделить собрание старинного русского серебра (работы Фаберже, Овчинникова, Рюккерта) и стекла. В его коллекции есть более 10 тысяч музыкальных носителей: первые носители для графониона - парафиновые цилиндры, бумажные роллы, на которые путем перфорации наносились музыкальные произведения, а также пластинки для граммофона с первыми живыми записями Шаляпина, Карузо, русских народных песен. "Сейчас идет музейная подготовка всего собрания, оно каталогизируется, фотографируется, ведутся исследования", - пояснил Якобашвили. Сокровища мясного цеха Пока эти уникальные произведения искусства хранятся в помещении мясного цеха в центре Москвы, где коллекция содержатся в идеальном порядке, радуя глаз хозяина, который частенько сюда заглядывает, чтобы поиграть на музыкальных инструментах. "Предметы попадают ко мне в различном состоянии, некоторые - в очень плохом. Поэтому, десятки специалистов их реставрируют, следят за температурой и влажностью, которая должна быть не ниже 62%", - признался коллекционер. За железными дверями подвала взгляду открываются залы, доверху наполненные шедеврами мастеров прошлого, механическими куклами, органами и фисгармониями, поющими птичками в золотых клетках и музыкальными аппаратами, на которых горами лежат старинные монетки - большинство изделий работает за деньги. Самый ранний из музыкальный инструментов - органетка XVII века из Франции - первая шарманка, много музыкальных шкатулок из Европы XVIII века, один из несомненных шедевров - уникальные часы-клетка с птицей работы гениального швейцарского механика Пьера Жак-Дроз XVIII века, есть и огромные напольные часы, ранее украшавшие знаменитый лондонский магазин Harrods, и уникальные часы-автомат XVI века. "Большинство механизмов сейчас и сделать-то невозможно. Над некоторыми экземплярами мои мастера бьются, пытаясь разобраться, как все это работает. Например, часы работы Робера Одина, которые представляют из себя циферблат и механизм, соединенные стеклянной трубкой", - пояснил Якобашвили. Думать будут британцы Несмотря на то, что получение разрешения на строительство у московских властей затянулось более чем на четыре года, владелец "Вимм-Билль-Данн" отказался от предложения построить музей во Франции. "Мне хотелось музей в России, в Москве. В Швейцарии есть несколько музеев, а в США их более 20. У нас же пара-тройка коллекций - в Ярославле, Санкт-Петербурге", - отметил Якобашвили. Впрочем, первичный этап строительства уже начался - по словам собеседника агентства, к будущему музею на Солянке подводят коммуникации. "Это будет трехэтажное здание площадью 10 тысяч квадратных метров. Его выполнят в неоклассическом стиле конца XIX века, чтобы не выделятся от соседей, архитектурных памятников на улице Солянка", - пояснил он. Однако, для громадной коллекции Якобашвили, в которую помимо нескольких тысяч инструментов, часов, изделий из бронзы и серебра входят еще и музыкальные носители всех времен и народов, трех этажей явно недостаточно, поэтому по проекту предусмотрено построить еще три этажа под землей. "Есть и еще одна проблема, как совместить все эти инструменты, которые обязательно должны звучать и работать, хотя бы во время экскурсий, чтобы не было какофонии", - рассказал он. По словам собеседника агентства, он обратился к британским музейщикам, у которых, в отличие от россиян, есть огромный опыт строительства самых разнообразных музеев. "Очень непросто совместить все мои коллекции в одном месте. Скорее всего, будет один зал для прослушивания, в котором соберут самые интересные инструменты, и где можно будет давать концерты. Остальные экспонаты можно будет услышать чрез электронные носители, например, наушники. Сейчас этот вопрос прорабатывается", - сказал в заключение Якобашвили. Отдавать свои старинные инструменты для выступлений музыкантам коллекционер не хочет, зато против музыкальных концертов в здании музея он ничего не имеет.
|