О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
"Черный кот" выручал Юрия Саульского на дорогахСегодня легендарному маэстро Юрию Сергеевичу Саульскому исполнилось бы 80 лет. На протяжении почти полувека имя композитора не сходило с эстрадной сцены, телевидения, театра и кино. Его песни "Черный кот", "Татьянин день" и "Тополиный пух" пела вся страна - от Москвы до Дальнего Востока. Как только не называли Саульского – "Человек-шлягер", "Человек-джаз"… "Джаз – это моя музыка на всю жизнь", - говорил Саульский. Все началось еще в детстве в пору "патефонного бума" 30-х годов. Тогда он мог слушать самую разную музыку – симфоническую, оперную, легкую. А когда впервые услышал Эллингтона, Цфасмана, Варламова, джаз Утесова, то "понял, что это особая, таинственная музыка, и полюбил ее". В доме Саульских была большая коллекция пластинок с записями оркестров Рея Нобла, Фердиненда Крише, Берта Эмброуза. Чтобы воочию увидеть Цфасмана, Юрий бегал в кинотеатр "Ударник", где в перерывах между киносеансами были музыкальные выступления. В Музыкальной школе имени Гнесиных Саульский учился по классу фортепиано и виолончели. Однако через два года началась война, и семью эвакуировали в Сибирь. Вернувшись в столицу, Юрий продолжил обучение уже в качестве валторниста. Московскую консерваторию по классу композиции Саульский окончил с золотой медалью. Все эти годы он не переставал думать о джазе. В конце концов, джазовое нутро музыканта и академическое образование перестали противоречить друг другу, и он принял решение, шокировавшее как педагогов, так и его сокурсников – Саульский отказался от карьеры в области академической музыки и ушел в мир джаза и эстрады. Саульский твердо решил использовать консерваторское образование, опыт игры на духовых инструментах и рояле в своей практической работе. Первым и успешным опытом для нег стала работа руководителем джазового музыкального оркестра Центрального Дома работников искусств. В 1957 году это был скромный аккомпанирующий оркестр. С приходом Саульского он был реорганизован коренным образом: в нем появились молодые музыканты, в основном студенты технических вузов. Композитору пришлось обучать их азам джазового инструментализма. В ансамбле Саульского выступала Майя Кристалинская. Впоследствии молодежный оркестр ЦДРИ открыл ряд других талантливых музыкантов - Георгия Гараняна, Алексея Зубова, Константина Бахолдина, Виктора Зельченко. В начале 60-х Юрий Сергеевич успел поработать главным дирижером Московского мюзик-холла. В это же время написал свой главный шлягер –"Черный кот". Песню, написанную всего за полчаса, композитор называл своей "четвертой симфонией Бетховена", т.е. визитной карточкой. Когда на дорогах останавливали гаишники, Саульский спрашивал: "Вы что, "Черного кота" не знаете?". И его отпускали. Были у композитора и неприятности из-за "Черного кота". Сотрудники Сектора идеологии ЦК Партии считали песенку слишком веселой и легкомысленной (в этом когда-то упрекали и Фельцмана за "Ландыши"). Но запретить ее уже было невозможно: после того, как ее исполнили в программе "С Добрым утром!", "Черного кота" запели все. На волне популярности в 1966 году Саульский осуществил свою заветную мечту: организовал ВИО-66 (Вокально-инструментальный оркестр; термин "ВИА" появился лишь два-три года спустя). В "ВИО-66" ему удалось трансформировать привычную форму биг-бэнда, добавив к четырем оркестровым группам (трубы, тромбоны, саксофоны, ритм) еще одну — вокальную. Также на правах самостоятельного ансамбля в оркестре существовало джазовое трио пианиста Игоря Бриля. К сожалению, Росконцерт, горячо поддержавший идею "вокально-инструментального оркестра", вскоре остыл к ней, и коллектив распался. После этого Саульский все свои силы отдает композиторскому творчеству: пишет музыку к фильмам, спектаклям, балету. "Юра очень быстро писал: сядет за рояль и за 2-3 часа доведет песню до кондиции", - вспоминала последняя жена маэстро – Татьяна Карева. Саульскому очень многое удавалось воплощать в жизнь, благодаря своему энергичному характеру. Он так и говорил: "Если у других не получается — я это должен сделать!". И действительно делал – главным образом для других – начинающих талантливых музыкантов. Это с его подачи во многих музыкальных вузах страны возникли эстрадно-джазовые факультеты. В 80-х он сам стал организатором джазовых фестивалей и занял пост президента Московского джазового ангажемента. В Минкультуры Саульский пробил название специальности в трудовой книжке — "музыкант эстрадного оркестра" и "джазовый музыкант". До этого подобных музыкантов называли артистами оркестра ресторана. Юрия Сергеевича всегда окружало много единомышленников. Он был очень щедрым. Излюбленный жест Саульского – когда правая рука направляется в левый нагрудный карман пиджака, чтобы достать деньги и заплатить за всех – копируют до сих пор. Со своей третьей женой – Татьяной Каревой – композитор познакомился в феврале 79-го в Ленинграде на конкурсе артистов эстрады. Татьяна Николаевна, работавшая тогда в журнале, вспоминала: "В первый же день в гардеробе кто-то сзади поддерживает мою дубленку, оборачиваюсь – Юрий Сергеевич: "Можно я сегодня буду вашим кавалером?" – "Попробуйте". Вот это "попробуйте" и продлилось 24 года. После утреннего прослушивания пошли выпить кофе, спрашиваю: "А когда у вас день рождения?" — "23 октября", отвечает. "Нет, это у меня 23 октября!". Словно предвосхищение этой встречи стала написанная накануне песня "Татьянин день", которую Саульский впоследствии подарил супруге. До этого у композитора были самые разнообразные перипетии в семейных делах, но с другими женами как-то всё не складывалось. Вместе Татьяна Николаевна и Юрий Сергеевич прожили почти 25 лет. В 97-м сбылась мечта Саульского – он переехал в Газетный переулок, где когда-то родился. А до этого семья жила на первых этажах в маленьких кооперативных квартирах. Не стало Юрия Сергеевича Саульского в 2003 году. После себя он оставил симфонии, оперы, балеты и огромное количество авторских композиций. В этом году маэстро будут вспоминать в день его рождения - 23 октября: в зале Чайковского будет концерт, на котором будут исполнены песни Саульского.
|