О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
"Премия Кандинского" будет продвигать российское искусство за границейВыставки номинантов "Премии Кандинского" будут регулярно проходить на постсоветском пространстве, сообщил в интервью издатель журнала "Артхроника" и учредитель премии современного искусства Шалва Бреус. "Существует колоссальный интерес к современному российскому искусству на бывшем постсоветском пространстве и в Восточной Европе. Нынешнюю выставку номинантов премии мы обязательно покажем в ближнем зарубежье, обсуждается ряд городов, в том числе Вильнюс, Минск и Астана", - рассказал учредитель премии. По словам Бреуса, существовала первоначальная идея устроить выставку в Киеве в центре современного искусства Виктора Пинчука, но "в январе уже будет выставка современного русского искусства, поэтому Киев решено отложить до следующего раза". На выставке номинатов "Премии Кандинского", которая открылась 6 ноября в ЦДХ, представлено 60 проектов, номинированных на премию 2008 года, отобранных жюри по итогам двух конкурсных туров из 337 заявок. Он рассказал, что международные выставки номинантов первой премии уже прошли в Риге и Берлине. "Эти выставки, и особенно выставка в Риге, показали, что ареал культурного влияния России надо как минимум удерживать, а еще лучше распространять", - добавил он. Чтобы за границей Россию воспринимали не только сквозь призму матрешек и балалаек, Бреус предлагает более активно взаимодействовать с чиновниками, отвечающими за культурный имидж России за границей. "Надо приглашать сотрудников Минкультуры, МИД и других ведомств - действующих чиновников на выставки современного искусства, устраивать для них короткие лекции, показы, прежде всего для того, чтобы развеять существующие мифы о современном искусстве. По его словам, самый распространенный из существующих мифов, тот, что актуальные художники не умеют рисовать. "Это не так, рисовать умеют, и делают это прекрасно. Еще один миф, что современные художники не любят Россию, так как показывают много негатива. Исходя из этой логики, Россию не любили Гоголь, Некрасов, Салтыков-Щедрин, Перов, Репин. Актуальное искусство по своей природе заточено на острых проблемах, как нашей страны, так и цивилизации в целом. Мы огромная, сильная, и растущая держава, и не страшно, если кто-то нам указывает на проблемы нашего общества", - рассказал Бреус. Он напомнил, что у каждой эпохи было актуальное искусство, и оно также эпатировало публику: "Пройдет немного времени и эпатаж - станет классикой". Частным музеям поможет кризис "России нужен полноценный музей современного искусства. Возможно, вскоре в стране появится крупный частный музей современного искусства, который в дальнейшем может стать государственным", - сообщил собеседник агентства. По мнению Бреуса, кризис может помочь в создании музея. "Не исключено, что те люди, которые хотели бы делать музей, и не могли этого сделать из-за спекулятивного пузыря на рынке недвижимости, сейчас смогут осуществить свои проекты ", - добавил он. Учредитель премии признался, что сам давно вынашивает идею создания частного музея современного искусства: "Мы понимаем, что это надо сделать и как именно это можно сделать, но вместе с тем осознаем всю сложность этой задачи". Он пояснил, что у полноценного музея должно быть четыре функции: "Демонстрация коллекции, активная выставочная деятельность и научная работа". "Кроме того, существует и метафизическая задача музея - приближение к идее бессмертия", - пошутил собеседник агентства. Собеседник агентства добавил, что сложно до конца осознать тот масштаб, который взваливает на себя человек, решивший создать полноценный музей. "Это не только финансовая и административная нагрузка (создание музея площадью 20-50 тысяч квадратных метров обойдется в 300-500 миллионов долларов), но и организационная и моральная сверхзадача. Надо понимать, что "спасибо" за этот подвижнический труд, возможно, никто и не скажет. По крайней мере, при вашей жизни. Напротив, станут критиковать, говорить, что плохая коллекция, что мало каких-то художников, а другие работы слабые. Это очень большая психологическая нагрузка", - пояснил он. По его мнению, существуют два пути создания полноценного музея, первый - создание собрания современного международного актуального искусства, второй - актуального российского искусства. "Создать музей современного западного искусства в России средствами частных коллекционеров почти нереально, - он очень дорогой, к тому же на российском арт-рынке отсутствуют целые пласты искусства, в том числе и экспрессионизм, поп-арт. А сделать музей, где будет представлено русское послевоенное актуальное искусство, вполне по силам. В этом случае можно создать сильную коллекцию", - считает Бреус. Он добавил, что значительно число коллекционеров, купивших современное искусство по 100 долларов много лет назад, теперь хранят его на складах. "И эти люди с удовольствием дадут свои приобретения для экспозиции нового музея. Подобный музей не станет памятником одному человеку".
|