О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
Гафт, Виктюк и Филиппенко представят спектакль-фантасмагориюПремьера спектакля-фантасмагории "Сон Гафта, пересказанный Виктюком" состоится на основной сцене московского театра "Современник" в пятницу, сообщили в пресс-службе театра. Это единственное сценическое творение, в название которого вошли фамилии автора пьесы - известного артиста Валентина Гафта, который давно известен как поэт, но в роли драматурга выступает впервые, и не менее известного режиссера Романа Виктюка. "Сон Гафта, пересказанный Виктюком" - наверное, единственная пьеса в стихах современного автора и единственная пьеса, где артисту Александру Филиппенко довелось исполнить более десяти ролей. Он побывал в образах драматурга Эдварда Радзинского и поэтессы Анны Ахматовой, маршала Жукова и сатирика Жванецкого, лидера коммунистов Зюганова и других. Виктюк назвал компанию, которая работает над спектаклем, собранием близких друзей-единомышленников. Как рассказал Гафт, образовалась она случайно - за кулисами Союза театральных деятелей на вечере памяти Михаила Ульянова. "До нашего выхода на сцену оставалось время, и мы сидели и разговаривали, - вспоминает артист. - Я рассказал Виктюку, что написал что-то вроде пьесы и прочитал кусочек из нее, после чего Виктюк сказал: "Я хочу это поставить", а Филиппенко присоединился и сказал, что хочет это сыграть". Гафт рассказал, что вначале они собирались у него дома и иногда репетировали, а потом пришли в "Современник", где им позволили попробовать. "Вначале это предполагалось на Малой сцене, а потом вот поставили на Большой. Все стало возможным, потому что рядом оказался великий артист Филиппенко и грандиозный режиссер Виктюк", - отметил Гафт. Сам он весь спектакль находится в образе Сталина, который посетил его в страшном сне и стал предметом разговора в пьесе. Действие начинается словами: "Я видел сон...". На вопрос, как сам Гафт воспринимает фигуру вождя всех времен и народов, он ответил: "Я как-то спросил Радзинского, который много и подробно занимался Сталиным, как он относится к нему, и Радзинский сказал мне три слова: "Я его боюсь". Вот и все, что я могу сказать по этому поводу". Сталин в "Сне Гафта" возвращается в реальность, чтобы обсудить свои земные деяния. Поразительная тишина стояла в зале, где впервые прогон на публику состоялся 28 января. Зрители ловили каждое слово, боясь пропустить малейший нюанс из того, что говорил Гафт и другие герои его пьесы. "Сон Гафта" - это прорыв в иные высокие миры, откуда нам сообщаются шифры, самые загадочные и священные тексты, это возможность приобщиться к сакральному миру, - сказал Виктюк. - И поэтому спектакль наш может быть только фантасмагорией, мистерией, магией, колдовством". Он отметил, что "стихи у Гафта очень по-детски наивные, в них совсем нет злости". "И все мы, участвующие в этом спектакле, как дети очень искренне, выходим к зрителю с открытым сердцем, в надежде пробудить душу, которая сегодня исчезает и которую затмили деньги и корыстные начала. Этот спектакль - наше с Гафтом и Филиппенко грустное созерцание того, что происходит сегодня, это наша боль, которую мы хотим донести до зрителя", - добавил он. Для Виктюка "Сон Гафта" - совершенно необычный спектакль. По его словам, подобного он, осуществивший более 180 постановок, никогда не делал. Виктюк назвал свою работу в "Современнике" опусом номер один. С этим театром режиссер встречается не впервые, но после большой паузы - до этого он осуществил четыре свои работы: знаменитую и продержавшуюся в репертуаре более 10 лет "Квартиру Коломбины" Петрушевской, "Стену" Галина, "Мелкого беса" Сологуба и "Адский сад" Майнарди. Новая встреча стала радостью для обеих сторон. "Я считаю "Современник" одним из самых интереснейших сценических коллективов, - сказал Виктюк. - Я обожаю Галину Борисовну Волчек. Она присутствовала на всех репетициях и искренне радовалась, когда у нас что-то получалось. На это способны немногие режиссеры. Галина Борисовна не только талантливый художник, но и умный руководитель, правильно ведущий этот театральный корабль под названием "Современник". Что же касается Гафта и Филиппенко, то Виктюк также не впервые встречается с ними в работе. Гафт снимался в его телевизионных постановках "Манон Леско" и гоголевских "Игроках", а Филиппенко участвовал в его спектаклях на сцене театра имени Вахтангова. То, что зритель слышит со сцены в пьесе Гафта, где героями текста - именно так настойчиво называет это произведение Виктюк - являются и почившие, и живые персонажи, раньше вряд ли было бы возможным на сцене театра. На вопрос, не боится ли Виктюк, что и сегодня этот спектакль могут закрыть, он сказал: "Я прошел страшные времена и знаю тот страх и ужас, о котором мы рассказываем в спектакле "Сон Гафта". Я помню как закрыли один из лучших московских - Университетский театр, и мой спектакль по Петрушевской "Уроки музыки", которому и театральная общественность, и критики, и зрители сочиняли настоящие хвалебные оды. Я знаю, что такое, когда ты изгой, когда тебя не понимают и не принимают, и я знаю, что такое настоящая слава и популярность". "Я ставил практически во всех главных театрах Москвы, начиная с МХАТа и Вахтанговского, и я счастлив, что многие мои постановки до сих пор 20 и более лет остаются там в репертуаре. Так что я ничего не боюсь и уверен, что никакая власть не способна уничтожить тот след, который, если есть в человеке, то он останется с ним навсегда", - заключил он. Для работы над "Сном Гафта" Виктюк пригласил своего постоянного сценографа Владимира Боера, который создал интересное игровое пространство. Также помогает играть эту многонаселенную пьесу актер "Современника" Максим Разуваев.
|