О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
Из-за драки Александра Пороховщикова не брали в театральное училище31 января 2009 года отмечает свой 70-летний юбилей замечательный актер, режиссер и сценарист Александр Пороховщиков. На счету актера десятки ролей в спектаклях "золотого фонда" Театра сатиры, Театра на Таганке и Театра имени Пушкина. Лучшей же работой актера в кино многие считают роль председателя губернской ЧК Кунгурова в фильме Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих". Пороховщиков считает театр продолжением своей жизни. "Как я живу, так и работаю. Как я работаю, так и живу", - говорит актер. Неслучайно в судьбе своих героев он видит совпадения с собственной биографией. В одном из первых своих фильмов - "Ринг" - Пороховщиков сыграл роль переживающего возрастной кризис боксера. В прошлом он и в самом деле занимался боксом, и весьма успешно. Он также мечтал стать хирургом и даже начал учебу, но тяга к искусству в конце концов оказалась сильнее всего, и Пороховщиков пришел на театральную сцену. Прошлое стиляги Александр Пороховщиков - внук российского изобретателя и конструктора Александра Александровича Пороховщикова. Его прадед заседал в Думе и был крупным меценатом, жертвовавшим на строительство храма Христа Спасителя. Когда Александру было всего два года, его отец Шалва Барабадзе, подающий надежды хирург, исчез. "Тогда опасно было быть родственником репрессированных. Поэтому я, когда вырос, взял себе фамилию матери", - рассказал актер в интервью газете "АиФ". Переехав с матерью и отчимом из Москвы в Магнитогорск, Пороховщиков принял решение стать врачом. Он поступил в Челябинский медицинский институт. В мединституте длинноволосый студент создал джаз-бэнд. В то время в среде местной молодежи он числился стилягой. Стоило ему и его приятелям с начесами и в пиджаках букле появиться на улице, как их задерживала милиция или народная дружина и избивала "нещадно". В собственном джаз-бэнде Александр играл на ударных. "Мы переиграли весь классический джазовый репертуар – от Дюка Эллингтона до Джорджа Гершвина. Писали "на костях": у меня до сих пор даже есть где-то рентгеновские снимки с записями нашего оркестра. В Свердловске, на каком-то фестивале, мы заняли даже первое место. Но нас за это не похвалили, а наоборот, чуть из института не выгнали. Спасло только то, что мы назвались эстрадным ансамблем", - вспоминает Александр Пороховщиков. "Искусство ведь тоже лечит" Обучение в медицинском продлилось всего два года, однако полученный опыт оказался бесценным: "Я всегда стараюсь помочь людям, если могу. И это качество, по-моему, во мне осталось от соприкосновения с медициной. С моей точки зрения, профессии врача и актера очень похожи. Искусство ведь тоже лечит". В 1962 Александр Пороховщиков поступил на вечернее отделение Щуки. На дневное попасть не удалось по одной простой причине - на вступительном экзамене абитуриент Пороховщиков подрался с пожарным, запачкавшим его идеально чистую накрахмаленную рубашку, пишет сайт "Актеров советского и российского кино". После окончания училища в 1966 Пороховщикова пригласили в театр Сатиры как острохарактерного комедийного актера. Первой его работой стала роль Белогубова в спектакле "Доходное место" по Островскому, поставленном Марком Захаровым. В этом спектакле ему предстояло сыграть с Андреем Мироновым, которому и отдали роль Жданова, предназначавшуюся изначально Александру. Этот факт очень раззадорил вспыльчивого актера, и он подумал: "Ну, подождите, я вам выдам!". И в самом деле "выдал": о молодом актере Пороховщикове заговорила вся театральная Москва. После "Доходного места" главный режиссер театра Валентин Плучек долгое время не находил для Александра Пороховщикова ролей. Актер появлялся на сцене исключительно в массовках и в итоге решил уйти. Первые роли в кино Без работы Пороховщиков оставался недолго – его пригласили в легендарный Театр на Таганке. К этому времени за плечами актера были работы и в нескольких фильмах: "Гори, гори, моя звезда" (1969, реж. А. Митта), "Случай с Полыниным" (1970, реж. А. Сахаров), "Спокойный день в конце войны" (1970, реж. Н. Михалков). Популярность пришла после первой серьезной роли - в детективе Виллена Новака "Ринг". А уже через год на экранах советских кинотеатров появился фильм Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих". В нем Пороховщиков сыграл председателя губЧК Кунгурова – одну из лучших своих ролей. "Я благодарен Никите Михалкову за то, что он мне доверил эту роль. Ведь мой герой – это не кондовый коммунист, а чекист. И если вы помните, там были сцены, когда они очень сомневались в том, что делали. Те люди искренне верили в идею. Да, она не состоялась, но люди верили, ведь без веры жить невозможно. Поэтому, когда хают то время, я не всегда соглашаюсь. Да, в то время было много страшного, но было много интересного и хорошего", - говорит актер. Встреча в театре Со временем предложения от режиссеров стали приходит к Пороховщикову все чаще. Однако после того как он сыграл царского офицера в картине "Ищи ветра", кроме отрицательных ролей ничего не получал. Не лучше была ситуация и в театре, где Пороховщикова часто пытались назначить на роли Высоцкого, чтобы подстраховаться на случай загулов барда. Когда в Таганке актер перестал чувствовать "дух свободы", то ушел в труппу Театра им. Пушкина. Этот шаг стал для него судьбоносным – в театре им. Пушкина он встретил девушку, с которой связал всю свою последующую жизнь. 15-летняя Ирина Жукова, работавшая в том же театре костюмером, встретилась с Пороховщиковым случайно: как-то после спектакля он просто поинтересовался у девушки, как ее зовут, и где она живет. Через два месяца состоялось первое свидание Ирины и Александра. Это была долгая прогулка по столице, бесконечные разговоры, после которых уже невозможно было расстаться. Как говорит сам актер, его выбор определила духовная близость Ирины и его матери: "Когда я встретил Иру, то был поражен: настолько она похожа на мою маму. Не внешне, а внутренне, духовно. У нас огромная разница в возрасте, но мы этого не чувствуем". Мистическое исчезновение фильма В конце 80-х Пороховщикову доставался весьма посредственный материал – роли мафиози и крупных чиновников. Со временем он пришел к мысли сняться в главной роли в собственном фильме, чтобы как можно лучше реализовать себя. Основой фильма 91-го года "Цензуру к памяти не допускаю" послужил богатый эмоциональный опыт Пороховщикова, история его семьи. Александр Шалвович появился здесь не только как исполнитель главной роли, но и как сценарист и режиссер. Судьба фильма сложилась самым необычным образом. Во-первых, сам режиссер требовал участия самых близких людей – мамы и Ирины, которая к тому моменту уже состоялась как талантливый театральный критик. Получить согласие Иры оказалось легко, а вот мама Александра в то время была прикована к постели после инсульта. К счастью, после написания сценария ей стало лучше, и она согласилась сняться в фильме. За эту идею коллеги сочли Пороховщикова сумасшедшим. На съемки, в другой конец города, Галину Александровну везли в "скорой помощи". "Там съемочный интерьер, комната, где она должна лежать", - рассказывает Александр Шалвович. – Мама все выдержала, снялась. Целый день лежала, курила. Вечером я присел отдохнуть, вдруг кто-то меня за плечо трогает: "Ну что, лысый, поехали". Открываю глаза – и едва чувств не лишился: передо мной моя мама. Она еще несколько лет жила, сама ходила в магазин". Во время съемок "Цензуры" произошла и другая необычная история,: "Когда снимали финал, где мой герой бежит по шоссе, вдруг на фоне неба возник огромный крест. Его вся группа видела. Пока возились, он почти исчез, только чуть-чуть отсняли". Картина "Цензуру к памяти не допускаю" победила на многочисленных международных кинофестивалях. Фильму достался главный приз "Золотой парус" на фестивале в Сан-Рафаэле в 1993 году, главный приз и зрительский приз "За исповедальность" на "Кинотавре". "И это нас, не скрою, окрылило – захотели отправить картину на "Оскар", в Канны, нас приглашали повсюду. Но неожиданно пропал весь отснятый материал, у нас украли исходники. Осталась только одна копия, у меня, но совершенно неподходящего качества", - рассказывает Пороховщикова в интервью "Новым известиям". Запись искали очень долго, но украденные исходники обнаружились только год назад. Случайно выяснилось, что все это время они находились в архиве Госфильмофонда, в Белых Столбах. До сих пор непонятно, как они там оказались. Восстановление родового поместья В настоящее время Пороховщиков — художественный руководитель актерского курса в Российской академии театрального искусства (РАТИ). Своим ученикам он старается прививать то, что исповедует сам в искусстве и в жизни, — не врать В свободное от съемок время Александр Шалвович занимается восстановлением дома своего прадеда в Староконюшенном переулке. Пороховщиков мечтает о том времени, когда в стенах родового поместья XIV века будет культурный центр с музеем старинных русских родов и знаменитых династий.
|