RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

Дирижер Энрике Маццола объяснит зрителям в Москве как делать пиццикато

Известный итало-испанский дирижер Энрике Маццола, который в феврале выступит в Москве, видит свою задачу как дирижера в том, чтобы открыть классическую музыку для всех - сейчас музыканты должны ее популяризировать, начав говорить с публикой на концертах и объяснять суть исполнения.

Маццола представит в Москве свою новую программу Viva Espana!, выступив 7 февраля с Российским национальным оркестром в Концертном зале имени П.И. Чайковского, а 13 февраля - с оркестром и хором Большого театра в Большом зале Московской консерватории.

"Помню, когда я дирижировал в Ганновере концертом современной музыки, то объяснил публике все нюансы исполнения: что в этом отрезке пиццикато делается рукой, а не пальцем, а здесь духовые выдувают особым образом, а перкуссия особенная. И успех у концерта был необычайным", - признался в интервью Маццола.

Он считает, что композиторы и музыканты, пишущие и исполняющие классическую музыку, теряют связь с публикой - "известные исполнители вознесены на столь высокий пьедестал, что превратились в неприкосновенных див, в то время как поп-музыкант всегда готовы поддержать разговор с публикой".

Он добавил, что "после Второй мировой войны возник разрыв между музыкантами и публикой, появилась своеобразная река непонимания, расширяющаяся год от года".

"Публика в ответ на это теряет способность критически воспринимать, что на самом деле хорошо в современной музыке (к которой относятся и произведения Ханса Вернера Хенце, Пьера Булеза и новые песни Мадонны), а что - плохо. Во многом негативно на критическую способность слушателей влияет телевидение. Например, в Италии зрители готовы смотреть (конкурс) Сан-Ремо пять часов подряд", - пояснил дирижер.

Он добавил, что негативно сказывается на взаимопонимании музыкантов и широкой публики и то, что "классические исполнители крайне неохотно используют Интернет-ресурс".

"Чего говорить, они просто невежественны в области технологий. Но я верю, что новое поколение исполнителей классической музыки может изменить ситуацию и найти путь к общению с широкой публикой, а не с узким, элитарным кругом любителей музыки, каковыми, по большому счету, являются слушатели, сидящие на классических концертах", - продолжил дирижер.

Коммунистический подход

Маццола напомнил, что в течение пяти лет он был директором знаменитого в Италии музыкального фестиваля Montepulciano, основанного знаменитым композитором, выходцем из ГДР, Хансом Вернером Хенце.

"Хенце был коммунистом, который устроил фестиваль для людей, где исполнителями были крестьяне, фермеры и рабочие региона, а слушателями они же. Со временем фестиваль разросся, появились профессиональные музыканты, да и крестьян в регионе уже не осталось, но левый дух фестиваля сохранился. За несколько лет у нас было 36 мировых премьер произведений композиторов со всего мира. И я каждый раз объяснял слушателям концепцию и принципы устройства музыкального произведения: что такое додекафония, сюрреализм или структурализм в музыке. И каждый раз все билеты на концерты были проданы, а после была дискуссия", - рассказал он.

Он добавил, что необходимо объяснять суть музыки, особенно, если это сложная инновационная музыка. "Когда великий современный художник Фонтана разрезал полотно и сказал - это новое искусство, он взял на себя труд, разъяснить суть своего искусства для зрителей", - отметил он.

Главное, по мнению музыканта, "сохранить баланс между качеством исполнения и популяризацией". "В области исполнительского классического искусства был проделан довольно успешный эксперимент, по коммерциализации классический музыки. Например, три тенора - поп-класика, поэтому они и собирают стадионы. Но ни их исполнение, ни оперы, которые исполняются на открытом воздухе на Arena di Verona, где певцы вынуждены использовать микрофоны, не могут сравниться по качеству с акустикой аналогичного исполнения замкнутого концертного зала лондонского Ковент-Гардена", - считает он.

Кризис классике не помеха

Собеседник агентства продолжил, что кризис скорее всего позитивно отразиться на посещаемости концертов. "Возможно, благодаря кризису, люди начнут экономить на luxury, дорогих ресторанах и отелях. Но людям нужно наслаждаться вечерами, поэтому билеты на концерт, если, конечно речь идет о России, прекрасная альтернатива ресторану. Правда на "Ла Скала" сэкономить не получится, билеты в итальянскую оперу стоят 200 евро", - рассказал дирижер.

Он продолжил, что "в России цены на билеты на классическую музыку все еще очень демократичны, и люди могут выбирать между кино и концертом".

Сам дирижер, по его собственному признанию, негативное влияние кризиса пока не ощутил. "Музыканты работают на перспективу. Сейчас я подписываю контракты на 2011-12 годы, поэтому кризис пока не ощущаю", - признался он.

Viva Espana!

В программу Viva Espana!, которую Маццола представит в Москве, вошли "Фантастические танцы" Хоакина Турина, музыка балета "Треуголка" Мануэля де Фальи, Интермеццо из цикла "Гойески" Энрике Гранадоса и "Испанская рапсодия" Мориса Равеля.

Энрике Маццола - итальянский дирижер испанского происхождения, родом из очень музыкальной семьи. Его мать была балериной в барселонском "Лисео", а мальчиком он пел в детском хоре в итальянском "Ла Скала".

Маццола - один из самых востребованных дирижеров современной Европы, специализирующийся на музыке классического и раннего романтического периода. Он регулярно сотрудничает с лучшими оркестрами мира, и на счету маэстро ряд громких мировых премьер.

В Москву Энрике Маццола приезжает в третий раз. В 1998 году маэстро участвовал в нашумевшей постановке "Севильского цирюльника" театра "Геликон Опера", в 2004 году дебютировал с Российским национальным оркестром.

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz