О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
Советская цензура не пропустила "эротику" в "Неуловимых мстителях"Советская цензура не пропустила "эротику" в культовом приключенческом фильме "Неуловимые мстители", снятом режиссером Эдмондом Кеосаяном на киностудии "Мосфильм", рассказал оператор этого первого советского боевика Федор Добронравов. 87-летний мастер советского кино снял также такие известны ленты, как "Горячий снег", "Попрыгунья", "Дерсу Узала" с Акиро Куросавой, за который был получен "Оскар". Он прошел рядовым всю Великую Отечественную войну от Москвы до Берлина, с 1984 года живет в Нью-Йорке. Бдительное око цензуры усмотрело "эротику" в одной из сцен, которую тщательно вынашивал оператор, желая сделать логичным "превращение" главной героини Ксанки из мальчика в девочку. По сценарию, сестра Даньки, которую сыграла Валя Курдюкова, вначале предстала в образе мальчишки. "Мы задумали очень красивую сцену купания Ксанки в реке, нечаянно подсмотренную цыганом. Валю долго уговаривали, объясняли, что ничего видно не будет - только силуэт. Она согласилась", - вспоминает известный оператор. Ради фильма ей пришлось обрезать длинные волосы, на что Валю уговорить было также нелегко. "Я снимал на контровом свете в лучах заката, все было очень деликатно, трогательно, чисто, красиво. Однако цензура вырезала этот эпизод. "Не надо нашим мальчикам показывать голых девочек", - бесповоротно отрезали мне, когда я пытался отстоять эту сцену", - сказал Добронравов. Фильм снимался в 1966 году, в то время как первые намеки на эротику пробились на советский экран лишь два десятилетия спустя. Найти актрису на роль героини "неуловимых" было непросто. "Красивых ярких девочек в московских школах было полно. Но нам нужно было найти ту, которая действительно может остановить за крыло самолет", - вспоминает Добронравов. Не найдя кандидатки в обычных школах, "мосфильмовцы" поехали по спортивным клубам, пока в "Локомотиве" им не приглянулась Валя Кудюкова, занимавшаяся многоборьем. На дежурный вопрос ко всем претенденткам, умеют ли они драться, Валя сдержанно ответила: "Да, могу". "Когда она пришла, наконец, на "Мосфильм", и ее подготовили для пробы, придав мальчишеский вид, я решился на неформальный эксперимент. Сказал одному пацаненку, а у нас их ошивалось немало, чтобы он вышиб из комнаты новичка, ткнув пальцем на переодетую мальчиком Валю. Сам стал к объективу и даже зажмурился. Но когда открыл глаза - в объективе была видна одна Валя, так как мальчишка валялся на полу. Как только он вскочил и бросился на нее, она уложила его второй раз. Она даже не сказала нам, что занималась дзюдо! Мы взяли ее без мосфильмовских проб, поняв, что это наша героиня", - сказал Добронравов. Самым "неуловимым" должен был быть китаец. Кеосаян полностью преределал сценарий, сделанный по повести Павла Бляхина "Красные дьяволята". Вместо Яшки-цыгана в первоначальной версии был китаец. "Кеосаян поморщился: зачем нам нужен этот китаец, и сказал, что пусть будет цыган - это, мол, колорит, это песни и танцы. С цыганом-то мы и намучились больше всех", - вспоминает Добронравов. По объявлению в городской газете на "Мосфильм" шли толпы подростков, все они пели "Очи черные" и танцевали "Цыганочку". Это были мальчишки самых разных кровей и даже один африканец, но никто из них не был цыганом. Съемочная группа ездила по цыганским таборам, там говорили, что проблем с пацаненком, который танцует, поет и скачет верхом, нет: берите любого, но только вместе с табором. Взять на себя целый табор никто не рискнул. Шли месяцы, весь остальной состав главных героев был укоплектован - Виктор Косых на роль Даньки Щуся, Михаил Метелкин на роль Валерки Мещерякова, и Валя Курдюкова на роль Ксанки. "Мы стали продвигать идею смены национальности, предлагая заменить цыгана на грузина: тоже песни, танцы и колорит. Но Кеосаян был очень упрямым человеком и не шел ни на какие компромиссы", - сказал Добронравов. Настоящие цыгане появились лишь однажды - двое мальчишек попали на тщательно охраняемую киностудию через никому не известную дырку в заборе и были задержаны охраной. Они сказали, что пришли по объявлению "неуловимых". "Подросток 15-ти лет был с гитарой и пел, а младший, лет шести, забавно танцевал. Они показали нам обрывок газеты с объявлением, найденный на железнодорожных путях. В Москву они приехали безбилетниками, прячась под лавками. Это были настоящие цыгане", - вспоминает Добронравов, как нашли Васю Васильева. Он не слишком вписывался в придуманный образ - длинноватый нос и в придачу лысый, что было и замечено вслух. Тем не менее оператор повел братьев длинными мосфильмовскими коридорами на пробу, а когда пришли в студию, увидели, что старший пропал. "Когда Вася пришел - мы просто обомлели: он был с длинными закрученными локонами. Оказалось, что по пути он заскочил в соседний павильон, где снимали "Ромео и Джульетту", и украл парик Ромео. После этого он нам понравился окончательно", - рассказал Добронравов. В кинолентах "Неуловимые мстители" и "Новые приключения неуловимых", снятых тем же творческим составом, впервые в советском кино было проделано множество головокружительных трюков, большинство из которых актеры исполняли сами. К слову, для съемок боевика, получившего название "истерн", по заказу Добронравова сконструировали специальный автомобиль с передней подвеской, на которой держался оператор во время съемкок сцен погони. Авто было подсмотрено в голливудских журналах. А самый опасный и захватывающий дух трюк -прыжок Яшки-цыгана в море с 50-метровой скалы сделал совершенно случайный парень. "Вася Васильев забрался на скалу, но мы потом его оттуда снимали. Я тоже забрался-просто кровь леденит. Трюк исполнил местный парень, имени которого я даже не вспомню. Он прыгал со скалы для развлечения туристов за мелочь. Мы заплатили ему 25 рублей, согласно тогдашним расценкам", - вспоминает Добронравов. Уже позже, в нью-йоркской эмиграции на Брайтон-бич случайный прохожий узнал оператора и сказал, что отчаянный прыгун со скалы умер в молодом возрасте. В "маленьких" ролях "Неуловимых" предстала плеяда великих актеров - Инна Чурикова, Глеб Стриженов, Лев Копелян, Сергей Филиппов, Эммануил Геллер, Савелий Крамаров, Леонид Куравлев. "Работали мы с упоением - наши актеры были гениями импровизации, а участие комиков вносило смех и в нашу закадровую жизнь. Но торговали-веселились, подсчитали-прослезились. Уже после съемок выяснилось, что мы перерасходовали утвержденный на "Мосфильме" лимит пленки, и из меня высчитали почти треть заработанных денег, на которые в сумме нельзя было даже купить советский автомобиль", - вспоминает оператор. По сценарию Борис Сичкин, сыгравший Бубу Касторского, должен был появиться в кадре лишь один раз с объявлением номера. Но Сичкин начал импровизировать и в итоге превратился в одного из самых любимых публикой персонажей. "Сичкин так и не вышел из роли. И здесь, на Брайтоне, он был Касторским, его все звали Бубой, обожали, он был нарасхват, каждый вечер на эстраде. Он умер внезапно, упал в коридоре своей квартиры, возвращаясь с очередного конферанса, где как всегда шутил и смеялся целый вечер", - сказал Добронравов.
|