RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

К празднику Победы российские каналы "раскрасили" черно-белые фильмы

Новая версия знаменитого фильма Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны" впервые будет показана не в черно-белом, а в цветном варианте в преддверии праздника Победы.

Телеканал "Россия", раскрасивший все 12 серий легендарной киноэпопеи о разведчике Штирлице по роману Юлиана Семенова, начнет показ 4 мая.

В среду в кинотеатре "Фитиль" журналистам и блогерам показали часовую нарезку колоризированной картины.

Как Мюллер на Штирлица

Как рассказал после просмотра руководитель проекта Александр Любимов, идея перевести знаменитую картину в цветной формат и дать ей новую жизнь родилась около трех лет назад.

"Сегодня этот фильм показывают крайне редко и то по дециметровым каналам, через пять лет его вообще никто не покажет", - уверен Любимов.

Кроме того, по его словам, важно было не столько "раскрасить" фильм, сколько отреставрировать картину 35-летней давности.

Однако одной из самых сложных задач оказалось уговорить режиссера Лиознову.

"Когда я предложил это Татьяне Михайловне, она посмотрела на меня, как Мюллер на Штирлица", - признался Любимов.

"Она, как женщина своенравная, очень мощная, с подозрением сначала относилась ко всему, мы долго ее уговаривали, говоря: "Ну, не получится - не будем", - сказал он.

"Мы говорили ей, что сегодня Штирлиц - персонаж анекдотов, рассказывали про мелодии для мобильных телефонов, и что молодое поколение граждан России, которым повезло родиться в эпоху яркого цветного изображения, в полной мере не смогут оценить черно-белое качество", - пояснил Любимов.

По его словам, Лиозновой показывали разные варианты.

"Там 1500 сцен, которые мы прошли. По каждой из них было свое художественное решение. Пересканировали полностью все пленки, и в принципе, все это теперь можно показывать в большом кинотеатре", - добавил он.

"Мы стремились к тому, чтобы не сделать лубок, сохранить дух времени, то ощущение дизайна, одежды, которое было присуще тому времени, - продолжил Любимов. - И, конечно, самая высокая похвала, это когда Татьяна Михайловна первый раз это увидела и сказала: "Ну, прямо как на площадке!".

Колоризация и с чем ее едят

Цифровая система колоризации, появившаяся в 1987 году, представляет собой процесс превращения черно-белой картинки в цветную. При работе над проектом "Семнадцать мгновений весны" использовались не только современные технологии, но и ручная работа - раскраска картины кадр за кадром.

Технологический процесс начался со сканирования оригинальной 800-минутной пленки (разрешение 2К), после чего ее полностью вычистили от полос, волосков, царапин и т.п., довели звук, колоризировали кадр за кадром и получили абсолютно новый продукт.

"Мы полностью вычистили брак, который со временем сохранился, всякие волоски, изъяны пленки, сделали ремастеринг всех звуковых дорожек, музыку поставили оригинальную, а не испорченную многочисленными перезаписями", - рассказал Любимов.

В новой версии была проведена кропотливая работа по записи естественных шумов, были записаны актеры для немецкой речи голосов второго плана, заменены и доработаны эффекты среды и фоновые звуки.

Дорогое удовольствие

Стоимость самой технической части, по словам Любимова, составляет около трех тысяч долларов за минуту, из которых около 2 тысяч стоит колоризация. "Что касается художественной части, то тут все зависит от того, насколько ты тщательно к этому относишься - сколько нужно художников, историков, сколько ты приглашаешь искусствоведов, специалистов", - пояснил он.

Для выбора правильных цветов формы, медалей, орденов, машин и многих сотен предметов, появлявшихся в кадре, была изучена специальная литература, приглашены консультанты-историки.

"В то время катастрофически не хватало реквизита. По интерьерам - очень точные решения, но бедненько все очень, особенно то, что снималось в "Останкино", приходилось все перекрашивать", - добавил он.

Генерал Вольф против

Однако переделка картины вызвала неоднозначную реакцию у тех, кто имел непосредственное отношение к созданию оригинала.

Так, пришедший в "Фитиль" актер Василий Лановой, сыгравший в фильме роль генерала Вольфа, выступает против "перекрашивания" старых картин и даже не остался на просмотр нарезки из "цветной" картины.

"Когда я впервые услышал, что собираются перекрашивать "Офицеров", у меня было такое ощущение, что мне начали ремонтировать зубы, одновременно тысячью игл, - сказал он журналистам. - Не надо перекрашивать то, что было сделано специально под хронику тех времен. Под нее работали и режиссеры, и мы - актеры".

"Сейчас эту хронику цветами закрашивать, придумывать какой-то ей флер - не надо", - убежден актер.

При этом он не против того, чтобы картины реставрировались, убирались дефекты, появившиеся с годами, поправлялся звук. "Это хроникальная картина и в этом ее ценность, и добавлять цвет - значит разрушить это", - добавил он.

Жена Штирлица - за

Другого мнения придерживается исполнительница роли жены Максима Максимовича Исаева (Штирлица) Элеонора Шашкова.

"Мы все боялись, что фильм получится слишком ярким, цвет будет ядовитым, что никак не вяжется с этой картиной, - рассказала она после просмотра. - Но с первых кадров мы поняли, что те, кто работал над этим фильмом: устроители, организаторы, продюсеры, операторы, звукооператоры, режиссеры - все молодцы, потому что цвет очень деликатный".

"Действительно, там серая форма у фашистов, красные нарукавники со свастикой, очень тонкий цвет", - сказала она, добавив, что именно цвет этот гениальный фильм "как-то немножко веселит", а главное, поможет привлечь молодого зрителя.

При этом Шашкова считает, что очень правильным было оставить черно-белыми документальные кадры, хронику.

"Сейчас много пропаганды, что Россия принимала участие в войне постольку-поскольку. Молодежь увидит документальные кадры и поймет, кто действительно герои и кто отвоевал нашу страну и освободил Европу", - уверена актриса.

Кто следующий?

Как признался Любимов, пока у него нет конкретных планов "раскрасить" еще какой-нибудь фильм. По его словам, сейчас у него душа больше лежит к переводу картин в формат 3D.

Но, если бы он снова занялся колоризацией, то ни в коем случае не брался бы за Тарковского, а с удовольствием "раскрасил" какое-нибудь народное кино, например, "Берегись автомобиля" Эльдара Рязанова.

"Мне кажется, это может быть ему интересно, поскольку экспериментом с "Иронией судьбы. Продолжение", по-моему, он оказался не очень доволен", - предположил он.

Также Любимов не против колоризировать "Я шагаю по Москве" Георгия Данелии, "Девчат" Юрия Чулюкина или какую-нибудь картину Марлена Хуциева, например, "Весна на Заречной улице".

"Можно было бы взять фильмы Александрова "Волга-Волга" или "Веселые ребята", - но они в таком, наверное, жутком качестве", - сказал Любимов.

"Или "Броненосец Потемкин" Эйзенштейна, тем более один кадр там уже есть, - продолжил он, имея в виду то, что в финале черно-белого фильма на мачте броненосца красуется ярко-красный флаг, раскрашенный самим режиссером вручную.

"Перекрасили бы его в триколор", - пошутил Любимов.

Доживем до понедельника

К празднику Победы свой цветной сюрприз приготовил и Первый канал - 9 мая телезрители смогут увидеть колоризированную версию картины Леонида Быкова "В бой идут одни старики". Понравится ли такой подарок старикам - покажет время.

А после показа в "Фитиле" создатели новой версии "Мгновений" отправились на дачу к легендарному Штирлицу - Вячеславу Тихонову, выставить результат своего творчества на его строгий суд.

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz