О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
Тайна золотого ключика: куда делся главный реквизит фильма о БуратиноФильмы "Приключения Буратино", "Про Красную Шапочку", "Питер Пэн" - классика детского кинематографа. В воскресенье, 3 мая, их автору, известному советскому, российскому и белорусскому режиссеру Леониду Нечаеву, исполняется 70 лет. Нечаев хотел быть актером Леонид Нечаев родился 3 мая 1939 года в Москве. Еще в детстве благодаря Дворцу пионеров сыграл Емелю и стал, по его словам, "знаменитеньким". "Уже тогда понял, что детский зритель - самый благодарный, что существует поклонение герою, не мне лично", - цитирует слова режиссера сайт "Новости кино". После армии поступил во ВГИК на актерский факультет, сообщается на сайте kinox.ru, а в 1966 году закончил - режиссерский, после того как преподаватель во ВГИКе сказал: "У Лени Нечаева два актерских недостатка: очень хороший голос и то, что он видит себя со стороны. Знаешь, Леня, тебе не надо актером быть, переходи-ка ты на режиссерский". Затем Леонид Нечаев работал на творческом объединении "Экран", где снял ряд хроникально-документальных фильмов, а с 1974 года начал создавать игровые фильмы для детей. По признанию режиссера, для него не существовало определенных канонов того, как снимать фильмы для детей, и он делал "все по-своему". Потом возвел в принцип - не смотреть детское кино, потому что "мозг невольно фотографирует чужое, создаются клише". Его дебютом стала картина "Приключения в городе, которого нет". Следующим его фильмом стала музыкальная киносказка "Приключения Буратино", так полюбившаяся детям. Как Ролан Быков оказался "на подпевке" у жены Как пишет "Экспресс газета", в 1975 году, по окончании съемок "Приключений Буратино", критики негодовали: "Безобразная картина! Ужас! Как это может быть - кот без хвоста, лиса в платье, Буратино издевается над пожилым человеком". Студия "Беларусь-фильм" отказалась принимать фильм, и его выпустили на экраны только потому, что был конец года и невыполнение плана грозило лишением премий. В музыкальной киносказке, которую благодаря музыке Алексея Рыбникова можно назвать мюзиклом, сыграли лучшие советские актеры - Ролан Быков (кот Базилио), Владимир Этуш (Карабас-Барабас), Рина Зеленая (черепаха Тортила), Владимир Басов (Дуремар). На роль Тортилы сначала приглашали Фаину Раневскую. Режиссер позвонил ей с предложением, и она со свойственным ей чувством юмора выдвинула условие: "Да, интересно, очень интересно: мне только черепаху и играть. Только знаете, Ленечка, я согласна в том случае, если съемки будут проходить в моем подъезде". Актрисе было уже под 80 лет, и она очень плохо себя чувствовала. В результате на роль утвердили Рину Зеленую, которая только спросила, как на нее будут надевать панцирь и когти, и успокоилась, узнав, что будет сниматься в пончо с чепчиком. Она прекрасно сыграла Тортиллу и даже спела. У Рины Зеленой был настоящий плот, укрепленный автомобильными камерами, на котором она снималась в сцене встречи Буратино с Тортилой. Съемка проходила в ноябре под Минском, температура воздуха - плюс восемь, воды - плюс четыре. Буратино на листе "кувшинки" переворачивался, девочкам-"лягушкам" регулярно приходилось бултыхаться в воду… В конце концов Рина Зеленая заявила режиссеру: "Если еще раз будешь снимать дубль и заставишь детей лезть в холодную воду, сажусь в машину и уезжаю!" Во время съемок фильма в семье актрисы произошла трагедия. "Однажды Рина Зеленая после очередного съемочного дня "Приключений Буратино" подошла ко мне с извинениями: "Прости меня, Ленечка, что я тут шумела, но, знаешь, у меня вчера сестра умерла", - рассказывает режиссер. - Я был изумлен! И она после этого поехала на съемку! Ни слова не сказала о своем горе. Лишь только раз попросила снять ее сцену с одного дубля". После съемок актриса оставила режиссеру такой автограф: "Лене Нечаеву - за все муки. Рина Зеленая. Конец XX века". Роль Кота Базилио первоначально предлагалась двум другим очень известным актерам, но они соглашались только при одном условии: взять на роль Лисы Алисы их жен, рассказывает режиссер. Но его эти актрисы не устраивали, и он обратился к Быкову. "И тут я решил похулиганить, - рассказывает Нечаев, - и говорю: "Ролан, я возьму тебя, но только если Алису сыграет твоя жена Лена Санаева! Причем в вашем дуэте основную партию будет вести именно она, а ты будешь на подпевке!" Он сначала дико возмутился, поскольку справедливо считал себя куда более опытным и популярным актером. Но потом азарт взял свое, и мы начали работать". Кстати, одной из претенденток на роли лисы Алисы была Алиса Фрейндлих. А на роли Дуремара пробовался и Валентин Гафт, и Владимир Носик. Но Нечаев не жалеет, что роль "подпевалы" Карабаса-Барабаса досталась Басову. "Владимир Павлович божественно сыграл Дуремара, - говорит он. - А как его любили на площадке! Особенно детки. К Быкову тянулся только Димка Иосифов - Буратино, а Басова обожали абсолютно все! " Как Нечаев заставлял Окуджаву писать песни Помимо звездного состава актеров, фильм отличают прекрасные песни. Леонид Нечаев хотел, чтобы слова к песням писал Юлий Ким, но он тогда был запрещен на телевидении. Через год Ким все-таки написал песни для "Красной шапочки", но в 1975 году ему на замену решил попробовать Окуджаву. Правда, произошла накладка: Окуджава не знал, что песни нужны еще до съемок, и уехал отдыхать под Ригу. Находившийся в Минске режиссер уехал вслед за ним. "Приехал, договорился с дежурным, чтобы поселили в номере рядом с Окуджавой, и каждое утро в 7 часов стучал ему в стенку. Будил его, чтобы он садился писать. И за столом нас рядом посадили, и он видеть меня не мог, потому что я ему досаждал жутко. И вдруг, на третий или четвертый день моего пребывания там, я слышу, в фойе Булат с гитарой поет: "Не прячьте ваши денежки по банкам и углам", - цитирует слова Леонида Нечаева gorodfm.ru. Многие из написанных Окуджавой песен были настолько серьезно философски запутаны, что режиссеру пришлось от них отказаться, поэтому половину написал Юрий Энтин. Режиссер попросил композитора Алексея Рыбникова найти хороших исполнителей для фильма, тот предложил Аллу Пугачеву. "Халдистая, правда, звук у нее вульгарный, но талантливая", сказал Рыбников. Но, как рассказал Нечаев "Экспресс газете", певица тогда побоялась ответственности и отказалась. Как Арлекин превратился в Буратино Леонида Нечаева часто спрашивают, как он работает с детьми, на что режиссер отвечает: "Не знаю, просто не знаю, я не работаю. Общаюсь, разговариваю с ними до съемок, как с одногодками, одноклассниками. И ребята, выходя на съемочную площадку, играют то, что мне нужно. Сам удивляюсь, откуда они знают, как нужно?" "У меня основные сложности возникали не с детьми, а с их родителями, - цитирует его слова сайт "Дорога в детство". - Например, когда в "Приключениях Буратино" Лиса Алиса и Кот Базилио подвешивают главного героя на дерево вниз головой, мама Буратино - Димы Иосифова - заявила, что ни в коем случае не даст так мучить ее нежного ребенка. Я ее успокоил, наплел что-то о кукле, которую можно вешать вместо мальчика, а сам шепчу: "Дима, убери маму куда-нибудь!" Он тут же все понял и стал хныкать, что очень проголодался. Мамочка тут же умчалась за колбасой, а Буратино был немедленно "повешен" на дерево". Правда, эту сцену пришлось переснимать, но все же ее удалось закончить до маминого приезда. Вообще, отмечает режиссер, на съемках дети вели себя просто героически. Например, опять же сцена с Дмитрием Иосифовым, где Буратино прячется в огромном кувшине, а Карабас-Барабас разбивает его, бросая пивную кружку. Сложность заключалась в том, что кувшин изготовили по спецзаказу в единственном экземпляре, поэтому снять сцену нужно было с первого дубля. Встал вопрос, чем кидать, чтобы и кувшин разбить, и актера не покалечить. Режиссер посоветовался с исполнителем роли Буратино и тот сказал: "Кидайте, чтобы наверняка!" - и залез в посудину. В результате в кувшин кинули пивную кружку, предварительно положив в нее килограммовый булыжник. Все прошло удачно: кувшин разлетелся, горлышко наделось на шею актера Дмитрия Иосифова. Кстати, первоначально Дмитрия Иосифова готовили на роль Арлекина, сообщает сайт "Дети в кино". А потом уже попробовали на Буратино, приладив фальшивый нос. "Помню, мне долго мерили носы - не могли выбрать, какой размер лучше. Месяца через три я спросил: "А съемки-то будут?" Все расхохотались, потому что, оказывается, все это время фильм уже снимался. Съемки длились три с половиной месяца, и каждый день меня гримировали около часа. Ох, как это раздражало!" - рассказывает Дмитрий Иосифов. Нос Буратино изготавливали из поролона, это была сложная конструкция, которая должна была выражать любую гримасу. У актера была целая коллекция носов - больше сорока. Кроме того, за время съемок "Буратино" износил больше пятнадцати пар деревянных сабо, рассказал "Буратино" сайту "Дорога в детство". Но больше всего ему доставалось из-за грима, к тому же у мальчика были густые черные брови, и ему их ежедневно сбривали. Как Мальвину доводили до слез "Страдал" на съемках не только главный герой фильма. Так, Пьеро приходилось ходить летом в обтягивающем шерстяном костюме, потому что трикотажный мгновенно бы растянулся. А у Татьяны Проценко, когда половина фильма уже была снята, начали выпадать молочные зубы, и ей пришлось вставлять протезы, рассказала она в интервью газете "Факты и комментарии". По ее словам, для нее самое сложное на съемках было плакать, например когда она жалела Буратино, посаженного в темный чулан. Ей и глицерин в глаза закапывали, и лук к глазам подносили - ничего не получалось. "Все очень сердились. Особенно режиссер. Стал со мной очень строго разговаривать. От обиды я разрыдалась. Леонид Алексеевич сам взял камеру и закричал: "Снимаем!" После чего угощал конфетами и успокаивал", - рассказывала она. Сложнее, чем плакать, девочке, озвучившей самой себя, было смеяться. "Я не везде сама себя озвучивать могла. Смех Мальвины - не мой! - рассказала она проекту "Дорога в детство". - Меня долго пытали - но ничего не вышло... Я так и не знаю, откуда они смех взяли, может с ранних дублей - но похож… <…> И вот кусочек песни - "и все же он великий плут, скажите, как его зовут" - тоже не я пою. Остальное - везде я". Тайна золотого ключика Съемки проходили на киностудии в Минске, в Крыму, в Вильнюсе, фильм обошелся в 365 тысяч рублей - немалые деньги для стандартного советского фильма, потому на реквизитах особо не экономили. Например, вся еда была настоящей, даже баран, которого потом съемочная группа съела. Зато поляна Мальвины сначала должна была быть с настоящими цветами, но тот, кто сначала согласился предоставить для съемок свой сад, внезапно передумал. "И вот срочно построили павильончик, вырезали ромашки и сооружали все, что там было - все принимали в этом участие. Например, мой брат, смотря этот фильм, говорит: "Вот ту ромашечку вырезал я", - рассказывает Татьяна Проценко. По словам режиссера Леонида Нечаева, самым ценным реквизитом был золотой ключик - все хотели его украсть. Но в итоге он остался у режиссера. "В последний съемочный день после команды "Стоп! Снято!" я сунул его за пазуху и позже просто выкупил, - рассказывает режиссер. - У меня до сих пор хранится квитанция, в которой написано: "Получено от Нечаева за реквизит - ключ: 30 рублей". Фильм имел потрясающий успех, Нечаев стал режиссером, сниматься у которого стало престижно. "Евгений Евстигнеев, посмотрев "Буратино", даже позвонил мне и воскликнул: "Леня! Я готов сыграть у тебя любую мышь!" Конечно, услышав такое даже от менее гениального актера, чем Евстигнеев, устоять было невозможно, и уже в следующем фильме "Про Красную Шапочку" он сыграл Звездочета", - говорит Леонид Нечаев. В "Красной шапочке" режиссера опять снялись и Ролан Быков, и Владимир Басов, и Рина Зеленая, и даже "Буратино" - Дмитрий Иосифов в роли волчонка. Главную роль в новом фильме хотели предложить "Мальвине" Тане Проценко, но она не смогла, и главной "Красной шапочкой" Союза стала Яна Поплавская. Почему для нового фильма Нечаев выбрал именно эту сказку, он отвечает: потому что хотелось, чтобы теперь главной героиней была девочка.
|