О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
Валентин Николаевич Плучек. Биографическая справка4 сентября 2009 года исполнилось сто лет со дня рождения Валентина Плучека, художественного руководителя и главного режиссера Московского академического театра сатиры в 1957-2001 годах. Валентин Николаевич Плучек родился 4 сентября (по старому стилю 22 августа) 1909 года в Москве. Рано потеряв отца, мальчик так и не смог найти общего языка с отчимом, фамилию которого ему пришлось взять, покинул дом, подружился с беспризорниками, а вскоре оказался в детском доме. У него отмечали некоторые способности к изобразительному искусству. Окончив школу-семилетку, поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) и уже на 1-м курсе написал картину, которая попала на дипломную годовую выставку изотехникума. Интересы Плучека не ограничивались только живописью. Вместе с другими студентами он посещал диспуты Владимира Маяковского, с упоением читал «Левый марш». В возрасте 17 лет Плучек попал в студию Всеволода Мейерхольда. В 1926 году Плучек поступил на актерский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Мейерхольда. В 1928 году Валентин Плучек дебютировал в роли офицера с букетом в постановке Мейерхольда по пьесе «Ревизор». Будучи студентом 3-го курса, он исполнил сразу три эпизодические роли в постановке Мейерхольда по пьесе «Клоп». В 1929 году Валентин Плучек окончил актерский, в 1932 году – режиссерский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Мейерхольда. С 1929 года Плучек участвовал как актер в спектаклях Театра им. Мейерхольда. В 1932 году Валентин Плучек организовал Театр рабочей молодежи (ТРАМ) электриков. Серьезно о Плучеке заговорили в конце 1930-х годов, когда после закрытия Театра им. Мейерхольда вместе с драматургом Алексеем Арбузовым они создали студию, в которой актеры сами создавали свои роли, становились коллективными авторами пьес. Незадолго до начала войны студия была признана официально и обрела права профессионального театра. «Город на заре», премьера которого с успехом прошла 5 марта 1941 года, был единственным спектаклем этого театра. С первых месяцев войны Валентин Плучек ставил спектакли для фронтовых бригад, а в 1942 году командование пригласило его стать художественным руководителем Театра Северного флота. В городе Полярном, где находился театр, Плучек собрал талантливую труппу, состоявшую из выпускников Ленинградского театрального института, создал уникальный репертуар из советских и классических комедий. После окончания войны Валентин Плучек вернулся в Москву. В 1945 – 1950 годах он был руководителем Московского гастрольного театра. С 1950 года Валентин Плучек – режиссер Московского академического театра сатиры. Все это время Плучек работал в театре в качестве внештатного сотрудника, в штат он был зачислен лишь в 1955 году. С 1957 по 2001 год Валентин Плучек был художественным руководителем и главным режиссером Московского академического театра сатиры. За это время он выпустил десятки спектаклей, собрал вокруг себя созвездие театральных актеров нескольких поколений. Среди его постановок: «Дамоклов меч» Хикмета (1959), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1969), «У времени в плену» Штейна (1970), «Ревизор» Гоголя (1972), «Бег» Булгакова (1977), «Гнездо глухаря» Розова (1980), «Самоубийца» Эрдмана (1981), «Вишневый сад» Чехова (1983) и др. Его авторству принадлежит книга «На сцене – Маяковский» (1962) и статьи по вопросам режиссерского искусства. Валентин Плучек – народный артист СССР (1974), лауреат Государственной премии России (1977) и Премии им. Станиславского (1998). Режиссер был награжден орденами Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени, медалью «За оборону Советского Заполярья». Валентин Плучек умер 17 августа 2002 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.
|