О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
"Садко" Запашных начался с триумфа, но столкнулся с препятствиямиСветлана Вовк "Цирк братьев Запашных", поразивший Москву в прошлые новогодние каникулы своим грандиозным шоу "Камелот", готов снова удивить столицу. Их новый спектакль называется "Садко". Первые представления с успехом прошли в Санкт-Петербурге, а главная, московская премьера состоится 25 декабря в "Лужниках". Но на пути циркового "Садко" возникли непредвиденные препятствия, о чем рассказали в интервью Запашные. "Камелот" был создан по мотивам рыцарских легенд времен короля Артура и сделан в жанре мистического триллера. "Садко" абсолютно не похож на него. Это очень добрая, русская, веселая сказка о путешествиях былинного новгородского купца по морям и странам в поисках любви и счастья. Петербургский успех Это вторая, после "Камелота", режиссерская работа Аскольда Запашного. Теперь уже стало понятно, что его фирменный почерк - постановки на больших пространствах. И в этом проявилась творческая смелость дрессировщика, ведь сделать спектакль на арене "Лужников" или "Юбилейного" куда сложнее, чем на стандартном цирковом манеже или театральной сцене - нужно оживить каждый уголок огромно пространства, вписать его в контекст произведения. Основное действие "Садко" происходит на трех площадках - на суше, на воде и в воздухе. "Многие зрители говорили, что хотят еще раз посмотреть шоу, потому что не смогли охватить взглядом все действо", - рассказал Аскольд. Он отметил, что специфика и сложность такой масштабной постановки еще и в том, что в ней практически нет одиночных и парных номеров, в основном - групповые, так как именно они эффектно смотрятся на таком большом пространстве. Главной особенностью и фирменным отличием постановки стали номера, в которых артисты работают в воде. На сегодняшний день Запашные - единственные в мире артисты, которые смогли на таком высоком уровне исполнения укротить водную стихию и приспособить ее не только к акробатическим номерам, но и к аттракциону с хищниками. Дрессировщики выступают с тиграми и львами на манеже, заполненном водой, под искусственным дождем и в окружении фонтанов. По словам Аскольда, животных полгода приучали к работе в воде. "Выступать в воде гораздо рискованнее, чем на сухом манеже - пришлось отказаться от револьверов с холостыми патронами, потому что под дождем они не помогут. К тому же, обычно во время номера с хищниками по краям арены дежурят ассистенты с брандспойтами, чтобы в случае нападения отогнать животное. Но приученных к воде тигров и львов это может и не спугнуть", - пояснил дрессировщик. Красивый аттракцион с хищниками в воде - это не единственная режиссерская находка. Запашному удалось по-новому, интересно и весело рассказать сказку о Садко. Национальный русский колорит спектаклю придают великолепные и яркие костюмы, они вполне гармонично смотрелись бы не только в цирковом шоу, но и в художественном фильме о Древней Руси. Текст, который произносят герои "Садко", стилизован под былинный язык, но наполнен юмором, понятным и маленьким, и взрослым современным зрителям. Садко в спектакле Запашных (музыкант Андрей Лефлер), как и его сказочный прототип, поет и играет на гуслях, но делает это в стиле рок, что совершенно соответствует его образу - романтичному, авантюрному и хулиганскому. Но самая главная режиссерская удача - это органичное сочетание цирковых жанров и драматическо-комедийного сюжета спектакля. Например, потрясающе красивый и по-цирковому сложный номер группового жонглирования обыгран как строительство корабля для странствий Садко. Булавы - это гвозди, сам корабль - оригинальная подвижная площадка, на которой работают жонглеры. Самый захватывающий момент - жонглирование в пирамидах из трех человек, которые встают на плечи друг друга. Как отметила руководитель коллектива Татьяна Запашная, этот трюк уникален, и Запашные собираются представить его в Книгу рекордов Гиннеса. В номере блистают Аскольд (в роли кузнеца Кузьмы) и Эдгард (в роли воеводы Вышаты). Впрочем, к радости поклонников Запашных, братья практически не покидают манеж, участвуя почти во всех сценах. Причем, они предстают перед зрителями в непривычных комических образах. Например, в танце утопленников - оригинальной пародии на "Триллер" Джексона или в проходе кораблей дружины Садко Запашные "проплывают" на надувных кораблях по искусственному каналу, устроенному по всему периметру сцены, вовлекают зрителей в действо, обливают их водой. Один из самых сложных и красивых номеров - колокола, созывающие людей на площадь. В нем совмещены несколько цирковых жанров - гимнасты на ремнях как бы раскачивают малые колокола, а в царь-колокол "бьет" гимнастка на канате (Елена Петрикова). В сцене народного гулянья на манеж выходит бурый медведь, его сменяют акробаты со скакалками, под веселую музыку с легкостью исполняющие сложнейшие трюки. Садко путешествует по свету и зрители вместе с ним видят то африканские пляски с дрессированными обезьянами, то египетских верблюдов, грациозно танцующих на манеже, то индийских красавиц, которые крутят хула-хупы и играют с попугаями, то забавный кросс с преодолением препятствий австралийского кенгуру. "Садко" на вынужденном простое По словам Татьяны Запашной, перед одним из самых ответственных показов, а именно - московской премьерой, цирк оказался на вынужденном простое, без необходимой в таких случаях репетиционной базой. Что, как она продолжила, может привести к многочисленным проблемам. "Нельзя сказать, что за месяц артисты выйдут из строя. Конечно, все будут пытаться находить возможности репетировать, ходить в спортзалы. Но животным будет очень трудно", - уточнила Запашная. Она отметила, что за месяц тигры и львы, которых полгода приучали к воде и к работе с обилием лазерных, световых, звуковых спецэффектов, необходимых для большого шоу, снова отвыкнут от всего этого. "Вместо хорошей премьеры в Москве, мы будем приучать животных к водному аттракциону", - подчеркнула собеседница агентства. "Сначала нам в Росгосцирке предлагали после Петербурга поехать на гастроли в Брянский цирк, не с "Садко", а с нашей программой-дивертисментом. Потом, почему-то отказали. Хотя я разговаривала с директором Брянского цирка, он сказал, что программа, которую им предоставила компания, провалилась - из 2 тысяч мест в зале заполняются не больше 200", - рассказала Запашная. Она подчеркнула, что на создании масштабного спектакля было потрачено около семи миллионов евро. "Я считаю, что такие большие проекты надо бережно сохранять, помогать и предоставлять все условия, чтобы они как можно чаще создавались в нашей стране. Но происходит все с точностью наоборот", - уверена директор "Цирка братьев Запашных". Но, несмотря на все препятствия и сложности, "Цирк братьев Запашных" с января 2010 года уже приступит к созданию грандиозного шоу "Камелот-2". "Камелот-2" станет продолжением первой истории о двух братьях-королях, но он будет абсолютно отличаться от первого проекта. Сюжет уже придуман. У Аскольда, который будет режиссером шоу, масса идей, и все они очень сложны и финансово, и технически", - поделилась Татьяна Запашная. Она добавила, что в следующий год - Год белого тигра две молодые белые тигрицы Запашных - Бритни и Жанна начнут выступать в программах. "Я подарила сыновьям на новый год редких белых тигрят и львят, а в этом году планирую сделать им еще один ценный подарок - слоненка. До этого подарила двух белых тигрят и двух белых львят. Правда, тут опять возникло одно "но". Купить и прокормить мы его сможем, но чтобы животное разрешили ввозить в цирки России, где мы будем работать, нужно специальное разрешение на его приобретение от Росгосцирка. Пока я его не могу получить", - рассказала директор коллектива. Запашные в "Литейном" В перерывах между представлениями "Садко" в Санкт-Петербурге, а их, как правило, было по три в день, Эдгард и Аскольд Запашные снимались в нескольких сериях сериала "Литейный-5". "Действие криминального сериала разворачивается в цирке. И мы с братом играем самих себя - дрессировщиков Запашных. В съемках заняты и наши животные", - рассказал Эдгард Запашный. Партнерша Запашных по сериалу, актриса Анастасия Мельникова несколько раз посмотрела шоу "Садко" и поделилась своими впечатлениями с. "Пытаюсь вспомнить, что не понравилось в этом шоу, но не могу. Я и классику люблю, и очень люблю Россию, и к слову патриотизм отношусь не как к пафосному и громкому, так же как Эдгард и Аскольд. Они просто любят эту страну, ее историю, что и продемонстрировали так лихо, с юмором, с задором в этом шоу. Меня поражает то, как они смогли в такой шутливой форме передать глубокий смысл истории о Садко - любовь к своей земле, истории, людям", - сказала актриса. Мельникова отметила, что и в кино работать с братьями Запашными очень легко и приятно. "Они профессионально выполняют работу драматических артистов, а вот мы не сможем повторить их сногсшибательные трюки. Не понимаю, как земное существо может творить то, что они творят на манеже. Они с такой легкостью делают сложнейшие трюки, что не вериться, какая огромная работа за этим стоит, каким трудом, потом и болью достигается вот эта волшебная легкость", - отметила Мельникова.
|