О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
Музей архитектуры имени Щусева: история и особенностиСкончался директор Музея архитектуры имени Щусева Давид Саркисян, сообщил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" архитектор Евгений Асс. По его словам, Саркисян скончался в ночь на четверг в одной из мюнхенских больниц после продолжительной болезни. Ему было 63 года. Государственный научно-исследовательский Музей архитектуры им. А.В. Щусева (ГНИМА им. А. В. Щусева) — первый в мире специализированный архитектурный музей, основанный по инициативе Союза советских архитекторов в 1934 г. Его коллекции, отражающие тысячелетнюю историю архитектуры России, поистине являются национальным достоянием отечества. Указом президента России от 24 января 1995 года ему присвоен статус «особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации». Идея создания в России Музея архитектуры, носившаяся в воздухе еще в XIX веке, как практическая задача дня была выдвинута Московским археологическим обществом после опубликования Комиссией по делам искусств под председательством М. Горького известного «Воззвания о сохранении произведений искусства» в марте 1917 г. В комиссию по охране памятников старины при этом обществе, обладавшем большим фондом обмеров памятников зодчества, входили в тот момент архитекторы: И. В. Рыльский, З. И. Иванов, И. В. Бакланов. В мае 1918 г. одной из неотложных задач архитектурного отдела Комиссии по охране памятников искусства и старины Моссовета (Н. А. Всеволожский — заведующий, И. В. Жолтовский, Н. В. Марковников, И. В. Рыльский, А. В. Щусев) снова было обозначено: "…Создать грандиозный музей — постоянную выставку, куда помещались бы результаты исследования памятников Московской области — картины, гравюры, обмеры, фотографии, модели, слепки и т.д. Нужно создать новый тип музея, где люди учились бы понимать красоту архитектуры — создать проходные пассажи, галереи, целые улицы, где проходящий и гуляющий народ между делом и прогулкой невольно воспринимал бы в графических и художественных произведениях красоту рассыпающихся кругом архитектурных богатств… Музея русского искусства архитектуры еще не существует; создать его — наш ближайший долг". В апреле 1919 г. комиссия разрабатывала вопрос о создании нескольких архитектурных музеев (с первоочередным открытием музея в Москве) и наметила организацию учета, реставрации и хранения «уцелевших художественных фрагментов старого зодчества» — карнизов, канителен, наличников, решеток, фресок, изразцов, барельефов, гербов и пр. Созданный в 1919 г. Архитектурно-художественный отдел Наркомпроса (заведующий И. В. Жолтовский) как архитектурно-художественный центр Республики воспринял работу по дальнейшей организации Музея архитектуры. Однако к идее создания Музея архитектуры вернулись лишь после образования Союза советских архитекторов. На заседании его правления в июне 1933 г. с участием Л. А. Веснина, В. А. Веснина, И. И. Леонидова, М. Я. Гинзбурга, Д. Ф. Фридмана и К. С. Алабяна по докладу И. В. Рыльского было принято решение о необходимости создания в Москве Музея архитектуры. В комиссию новой организации кроме И. В. Рыльского вошли архитекторы В. С. Балихин, В. Н. Семенов, А. В. Щусев, а также архитектуроведы Д. Е. Аркин, Д. М. Аранович, представители Архитектурно-строительного института, АПУ Моссовета, ГТГ, Музея изящных искусств, Постоянной всесоюзной строительной выставки, Наркомпроса и журнала «Строительство Москвы». В качестве базы для организации музея было решено использовать Строительную выставку, создав при ней «ячейку архитектурного музея». Но и это решение вскоре потребовало своей коррекции, поскольку в октябре 1933 г. при Президиуме ЦИК СССР была создана Всесоюзная Академия архитектуры как высшее учебное и научно-исследовательское учреждение в области архитектуры. В ее составе, наряду с комплексом других подразделении, был основан также и Музей архитектуры, разместившийся на территории Донского монастыря. Комплектование фондов нового музея началось с выявления подлинных проектов, рисунков, гравюр в государственном музейном фонде, ГТГ, ГИМе, Государственном Эрмитаже, Музее изящных искусств, музеях других городов, в различных учреждениях и частных коллекциях. Включенные в коллекцию музея собрания Московского археологического общества (1909—1919) и Центральных государственных реставрационных мастерских (1917—1934) положили начало крупнейшему в стране фонду обмерных чертежей памятников русской архитектуры. Из архива Постоянной всесоюзной строительной выставки поступили многочисленные материалы по историй советской архитектуры, (преимущественно проекты больших конкурсов 1920—1930-х годов). Тем самым Музей обратил сферу своих интересов и к современности. Сегодня в планах — не только реализация традиционно музейных программ, но и реорганизация Музея в современный научно-культурный центр. Среди новых направлений работы — проведение архитектурных конкурсов и конференций, содействие реставрации памятников архитектуры и создание в них персональных музеев выдающихся русских зодчих.
|