О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
Скончался создатель первого советского вестерна "Белое солнце пустыни"Создатель первого отечественного вестерна "Белое солнце пустыни", а также таких шедевров советского кинематографа, как "Звезда пленительного счастья" и "Женя, Женечка и "катюша", известный российский режиссер Владимир Мотыль скончался в ночь с воскресенья на понедельник на 83-м году жизни в одной из московских клиник. Пятого февраля Мотыль был доставлен в московскую городскую клиническую больницу №67 после приступа. Врачи обнаружили у режиссера перелом шейных отделов позвоночника и пневмонию и направили его в реанимацию. Из клиники Мотыль так и не вышел. Прощание с всенародно любимым режиссером состоится в четверг в московском Доме кино, после чего Мотыль будет похоронен на Востряковском кладбище. Кино для души и пища для ума Актеры, работавшие с Мотылем, с большим теплом и уважением вспоминают режиссера и не могут поверить в его уход. "Очень жаль, что не стало Владимира Яковлевича Мотыля, это так неожиданно, хотя я знаю, что он болел, но никак не ждал, что это вот-вот может произойти, никак не веришь во все это. Я считаю, что российский кинематограф понес большую потерю в связи с уходом из жизни такого большого, талантливого художника и замечательного режиссера", - сказал актер Анатолий Кузнецов, сыгравший роль красноармейца Федора Сухова в "Белом солнце". "Если оглянуться на все его творчество, то можно смело сказать, что его кинопроизведения всегда доставляли большую эмоциональную радость для зрителя и давали пищу для ума", - продолжил он. По словам Кузнецова, Мотыль был человеком непростым и в каких-то моментах даже жестким, очень требовательным на съемочной площадке и по отношению к людям, которые с ним работали. "Но те, кто понимал, отчего это происходит, и умели это пережить и сработаться с Владимиром Яковлевичем, получали только радость от работы с ним и всегда стремились к продолжению общения и в дальнейшем", - поделился актер. Ошеломлен кончиной кинорежиссера актер Олег Стриженов. "Ушел очень большой режиссер, очень крупная фигура. Режиссура и так мала, а Мотыль - это фигура великого, крупного масштаба, это очень штучный, редкий, дорогостоящий режиссер", - сказал актер. По словам Стриженова, Мотыль был очень интересным человеком и в жизни, и в работе, очень образованным и эрудированным. "Это не просто режиссеришка, который клеит пленки, это явление, это художник, поэтому потеря такого человека невосполнима", - заключил он. Учитель и романтик Одним из последних режиссеров-романтиков назвал Мотыля актер Игорь Костолевский, снявшийся у режиссера в "Звезде пленительного счастья". "Этот человек привел меня в кино, он открыл для меня мир Пушкина, Окуджавы. Я прошел у него школу не только профессии, но и жизни. Для меня он сам был как декабрист, всегда подтянутый, с прямой спиной, и абсолютно бескомпромиссный", - сказал Костолевский. По словам актера, кончина Мотыля - это не только огромная потеря для страны, для российского кинематографа, но и для него лично. "Не могу сказать, что мы часто и много общались после съемок фильма, но отношения и встречи наши были всегда очень честные и замечательные. Я никогда не забуду Владимира Яковлевича и буду благодарен ему всю жизнь за все, что он для меня сделал", - говорит Костолевский. Только у Владимира Мотыля получалось сделать практически невозможное - снять зрительское кино и оставаться на уровне культуры и искусства, сказала в интервью актриса и режиссер Наталья Бондарчук. "Для всех тех, кто работал с ним, и для меня лично, Владимир Яковлевич был ориентиром на самую высокую культуру. Я встретилась с ним на фильме "Звезда пленительного счастья", где он доверил мне создание образа Марии Волконской, и мы стали с ним большими друзьями и соратниками. И потому, что я разделяла его точку зрения на декабристов и потому, что я с большой любовью относилась к этой эпохе и к своей героине - Марии Волконской", - рассказала Бондарчук. По ее словам, работая на этой картиной, над ролью, дело не ограничивалось сценарием. "Владимир Яковлевич давал мне книги, посвященные этой эпохе. Это была запрещенная по тому времени переписка царской фамилии времен декабристов. Он прививал молодым актерам свои идеалы, идеалы "золотого века". Он вообще и сам был не из нашего века и даже не из 20, а из 19 века по своей бескомпромиссности, чести, служению искусству, своим отношением к материалу, с которым он работал", - говорит актриса. По словам Бондарчук, снимать исторические фильмы невероятно сложно, и она знает это не понаслышке, а Мотыль занимался этим практически всю жизнь. "Снимать исторические картины - это душу положить, всего себя отдать. Вот так работал Владимир Яковлевич. Именно поэтому он так любим народом, именно поэтому все его картины, а он снял крайне мало фильмов, пользуются огромнейшей любовью зрителей. Именно таким он и останется у нас в памяти, как крупнейший режиссер 20 и 21 века", - сказала Бондарчук, и добавила, что Мотыль "оставил нам завещание". "Картину, которую успел сделать и которую нам еще предстоит посмотреть. Называется она "Багровый цвет снегопада", - сказала режиссер. Биография Владимир Яковлевич Мотыль родился 26 июня 1927 года в белорусском городке Лепель. Когда Мотылю было три года, его отца польского эмигранта, арестовали и сослали на Соловки, где он и погиб. Через несколько лет сослали и мать, и маленький Володя вместе с ней оказался в ссылке на Северном Урале. В начальных классах школы в городе Оса Владимир организовал кружок, где ставил одноактные пьесы, в которых сам играл главные роли и расписывал картонные декорации. В 1948 году он окончил актерское отделение Свердловского театрального института, а в 1957 году - заочно исторический факультет Уральского университета. Работал режиссером Свердловского драматического театра, затем актером и режиссером в театрах Сталиногорска (Новомосковск) Тульской области, Нижнего Тагила. С 1955 года был главным режиссером Свердловского ТЮЗа. За время работы в театрах Урала и Сибири поставил более 30 спектаклей. В 1957-1960 годах Владимир Мотыль работал режиссером Свердловской киностудии. После 1960 года он не состоял в штате ни одной киностудии страны. Как кинорежиссер Мотыль дебютировал в 1963 году на таджикской киностудии фильмом "Дети Памира". В 1967 году по собственному сценарию совместно с Булатом Окуджавой снял фильм "Женя, Женечка и "катюша". В 1969 году вышел его фильм "Белое солнце пустыни", который оказался бестселлером как в национальном, так и в мировом прокате. Космонавты перед стартом обязательно смотрят этот фильм Владимира Мотыля. Почти через тридцать лет после выхода на экраны Указом Президента РФ Бориса Ельцина фильму была присуждена Государственная премия РФ. В 1975 году Мотыль закончил съемки исторической эпопеи "Звезда пленительного счастья", также единодушно признанной кинокритикой и публикой. Однако успех фильмов Мотыля раздражал чиновников Госкино СССР, которым не нравилось, что режиссер живет в свободном режиме - отказывается войти в штат какой либо киностудии. Его не включали в делегации, выезжавшие за рубеж, где показывались его фильмы, не допускали к международным конкурсам, обходили званиями, наградами. В 1976-1985 годах Владимир Мотыль работал художественным руководителем творческого объединения "Экран" Гостелерадио СССР. Был художественным руководителем фильмов "Нет дыма без огня" (1972), "Где ты, Багира?" (1976), "Мерседес уходит от погони" (1980). Снял фильмы "Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад" и "Жил был Шишлов". В 1980 году на киностудии "Ленфильм" он поставил фильм "Лес" по одноименной пьесе Островского, который разрешили к показам только в 1988 году. В 1989 году на киностудии "Мосфильм" поставил ленту "Расстанемся, пока хорошие". В 1987-1997 годах он вел режиссерскую мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров (ВКСР), в 1992 1998 годах был художественным руководителем режиссерского отделения ВКСР. В 1993-1996 годах Владимир Мотыль был руководителем независимой студии "Арион". С 2001 года - руководитель "Студии Владимира Мотыля". Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Школе кино и телевидения и в мастерской Юрия Грымова. Владимир Мотыль снял всего десять фильмов, последний его фильм "Багровый цвет снегопада", в котором показана реальная судьба женщины, всю свою жизнь посвятившей мести за зверски убитого большевиками мужа. Мотыль не только режиссер постановщик этого фильма, но и автор сценария. За свои работы Владимир Мотыль удостаивался наград на различных фестивалях: за фильм "Дети Памира" приза Союза кинематографистов СССР и Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде (1964); приза Международного кинофестиваля в Джакарте (1965); за фильм "Звезда пленительного счастья" был награжден почетным дипломом "Лучшие фильмы мира" на Международном фестивале 1977 года (Белград, СФРЮ); за фильм "Белое солнце пустыни" призом фестиваля "Золотой Остап" (Петербург, 1995); главным призом телефестиваля "Золотой билет" (1996); за фильм "Несут меня кони" главным призом фестиваля "Крымская киноривьера" (Ялта, 1996) и призом фестиваля "Листопад" (Минск, Белоруссия, 1997). Владимир Мотыль был избран действительным членом Международной академии информатизации при ООН. С 2006 года он входит в состав Совета по культуре при Председателе Совета Федерации РФ. Владимир Мотыль неоднократно избирался в правление Союза кинематографистов. Он является секретарем Союза кинематографистов России. Заслуженный деятель искусств РФ (1992); Заслуженный деятель Таджикистана (1997); лауреат Государственной премии Таджикской ССР им. А.Рудаки (1964, за фильм "Дети Памира"); лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1997 года (за фильм "Белое солнце пустыни"). Награжден Орденом Почета России (1995, за фильм "Белое солнце пустыни"). В 2003 году Владимир Мотыль удостоен почетного звания Народного артиста России. В том же году награжден орденом "За кинематографическое событие" на кинофестивале "Кинотавр 2003" (Сочи). Супруга - Подаруева Людмила Васильевна, бывшая театральная актриса, оставила сцену в 1970 х годах, посвятив себя семье. Дочь - Ирина, художник дизайнер по костюмам в кино. Внук - Насонов Аркадий, художник авангардист, участник выставок в Москве и странах Европы, с 1998 года работает в Амстердаме.
|