RUSSIAN                           ENGLISH

Новости.




О художнике

Галерея

Публикации

Контакты

Новости

Гостевая книга

Молчание Греты Гарбо

Грета Гарбо, загадочная кинодива ХХ века, она не выносила внимания, сопутствующего ее успеху и старательно скрывала подробности личной жизни. Но, по иронии судьбы, стремление избежать огласки и сделало ее одной из самых известных актрис в мире.

Почти 30 лет Гарбо прожила в одиночестве в своей нью-йоркской квартире, общаясь только с узким кругом друзей. За это время она не снялась ни в одном фильме, но ее имя не сходило с первых полос газет.

Грета Густафссон – Грета Гарбо

Грета Ловиса Густафссон, так на самом деле звали великую Гарбо, родилась в Стокгольме 18 сентября 1905 года. Она была младшей из троих детей в семье. Ее родители были крестьянами, перебравшимися в город из очень бедной местности, о которой она часто говорила так: "Там не росла даже трава".

Отец Греты умер от туберкулеза, когда ей было 13 лет, и она, оставив учебу в школе, начала работать, чтобы помочь семье.

В 16 лет Грете выпал шанс сняться в рекламе. Так будущая кинодива впервые появилась на экране – в ролике под названием "Как не надо одеваться". Затем последовали небольшие роли, самой заметной из которых стала ее работа в картине "Петер-бродяга".

После этого фильма ее карьера пошла, что называется, в гору. Она поступила в школу драматического искусства при Королевском театре Стокгольма и познакомилась с известным шведским режиссером Морицем Стиллером.

Стиллер обратил внимание на красавицу-инженю и дал ей роль Элизабет Дона в своем фильме "Сага о Йосте Берлинге" по роману Сельмы Лагерлеф. Эта роль принесла Гарбо первый успех на родине.

Стиллер придумал псевдоним – Гарбо, который сменил типичную шведскую фамилию Греты, и всеми силами поддерживал юную актрису, с которой у него начался роман. Он же договорился о следующей роли Греты: в 1925 году она сыграла в фильме Вильгельма Пабста "Безрадостный переулок".

В том же 1925 году Стиллера приглашают работать в Голливуд. Продюсер Луис Майер (один из основателей студии MGM) посмотрев "Йоста Берлинга", предложил неплохой контракт шведскому режиссеру, но Стиллер настоял, что вместе с ним приедет Грета.

Майер согласился на контракт для Гарбо, но без особого энтузиазма, вздыхая и ворча, что "в Америке не любят полных женщин". Ее специфическая внешность сильно выбивалась на фоне типичных для того времени актрис – милых, хрупких, изящных девушек. Грета была не такой -  высокая, крупная, да еще и с большими ступнями, ставшими теперь притчей во языцех. Нельзя было сказать, что она была очень привлекательной, но стоило появиться камере, как все менялось и ее лицо, как будто озарял внутренний свет.

Так Грета Гарбо оказалась в Голливуде. Ей было 19 лет, она не говорила по-английски, и даже не смогла сама подписать свой контракт, так как была еще несовершеннолетней.

Звезда немого кино

Через два года после появления в Голливуде Грета Гарбо стала звездой немого кино, ее игра на экране зачаровывала. Говорили, что у Гарбо - роман с камерой.

Карьера же ее наставника Морица Стиллера не ладилась, ссоры с руководством MGM закончились тем, что его контракт был разорван, и в 1928 году он вернулся в Швецию. Он уже был тяжело болен и через год умер. Его смерть опустошила Гарбо, она много лет чувствовала вину перед бывшим возлюбленным.

Первым из фильмов, сделанных на MGM с участием Гарбо, стала мелодрама "Поток", снятая в 1926 году. Ее следующий фильм "Соблазнительница" имел еще больший успех, а третий, вышедший в том же году, - "Плоть и дьявол" - стал настоящим триумфом.

Спустя какое-то время Гарбо решает пересмотреть контракт со студией MGM. Это было неслыханным шагом в то время. В Голливуде, заключив контракт, актеры фактически становились крепостными студии. Конечно, Майер был против, тогда Грета просто пригрозила уехать назад в Швецию. И ему пришлось уступить, он не мог упустить актрису, один фильм которой принес в тот год 13% годового дохода всей студии MGM. В течение трех последующих лет ее еженедельная зарплата выросла с 350 долларов до 5 000 долларов, а шесть лет спустя она получала рекордные 270 000 за фильм.

Любовь и кино

На съемках фильма "Плоть и дьявол" Гарбо  познакомилась с актером Джоном Гилбертом. Америка считала пару Гарбо-Гилберт неподражаемой. После этого фильма их кинороман быстро перерос в реальный, а выход фильма на экраны сопровождался огромным количеством сплетен вокруг личной жизни актеров.

Следующей совместной работой пары стал фильм "Любовь" (1927) – осовремененная экранизация "Анны Карениной". Во время съемок этого фильма Гарбо и Гилберту не приходилось "играть", они действительно были влюблены.

Но спустя время роман Гарбо и Гилберта за кадром уже не был столь блистателен. Говорили, что Гилберт, который к тому времени уже развелся со своей женой, предложил ей замужество, но Гарбо так и не пришла на свадебную церемонию. В 1929 году пара, уставшая от собственных проблем и внимания публики, рассталась.

Актриса-отшельница

Гарбо никогда не интересовала жизнь кинозвезды. Она редко выходила в свет, даже во время своих отношений с Гилбертом, ее не интересовала роскошь, наряды и автомобили. А новый договор со студией освободил ее от неприятных "обязанностей звезды": она могла реже сниматься, не была обязана встречаться с журналистами и давать интервью, и даже могла не посещать премьеры своих фильмов.

Студия во многом повлияла на этот образ актрисы-отшельницы, которая дала за свою жизнь не более десятка интервью. В начале карьеры Гарбо еще общалась с журналистами, но очень скоро студия стала настаивать на ее молчании из-за того, что  высказывания актрисы были слишком прямолинейны.

Гарбо говорит

Первым звуковым фильмом Гарбо стала "Анна Кристи", лента вышла в прокат в 1931 году под слоганом "Гарбо говорит" (Garbo Talks!).

Карьера многих актеров закончилась с началом эры звукового кино. Но голос Гарбо и ее акцент только усилили ее экзотический образ.

Звуковые фильмы Гарбо имели не меньший успех. В том же 1931 году MGM снял еще одну картину, в котором Гарбо играла таинственную соблазнительницу – шпионку Мату Хари.

Одним из лучших фильмов в карьере Гарбо стала экранизация романа Вики Баум "Гранд Отель". В этом фильме Гарбо произнесла одну из самых известных фраз: "Я хочу быть одна", которую многие приписали сразу не сколько ее героине, сколько ей самой. 

В 1932 году "Гранд Отель" получил "Оскара" как лучший фильм. Сама же Гарбо была трижды номинирована на главную награду Американской киноакадемии, но была удостоена лишь почетного "Оскара" в 1954 году.

Гарбо смеется

Отрешенность и скандинавская сдержанность, придававшие ее образу особый шарм, были главным секретом успеха Гарбо. Кинокритики даже прозвали ее "шведским сфинксом". Но в конце 30-х годов на студии MGM, где Гарбо проработала практически всю жизнь, вдруг решили сменить ее амплуа и сделать из Греты комедийную актрису.

Первым фильмом в новом образе стала знаменитая "Ниночка", и, хотя за эту роль она была номинирована на "Оскар", образ "хохочущей Гарбо" зрители нашли довольно странным, все-таки они привыкли видеть ее в роли "страдалицы" или "коварной соблазнительницы".

А в 1941 году она снялась в своем последнем фильме - комедии "Двуликая женщина". Фильм потерпел полное фиаско, и студия расторгла контракт с актрисой. Тогда Гарбо не собиралась уходить из кино, она надеялась переждать какое-то время и вернуться на экран.

Жизнь без кино

Оставив Голливуд, Грета Гарбо перебралась в Нью-Йорк, имея на счету три миллиона долларов. Правильные инвестиции, особенно в недвижимость, и бережливость позволили ей вести достаточно свободную жизнь. Гарбо проводила время на Манхеттене или в Европе, общаясь в кругу новых друзей, среди которых были очень богатые люди, такие как Аристотель Онасис и Сесиль Ротшильд.

В начале 40-х Гарбо познакомилась с  предпринимателем Джорджем Шлем, и у них завязался роман. Джордж не был свободен, его жена - русская эмигрантка Валентина Шлее (Санина) – была владелицей известного в Нью-Йорке модного дома.

Роман этот длился долгие годы, и Валентине приходилось терпеть его. В конце концов, Гарбо переехала в тот же дом, где жили супруги Шлее. После смерти Джорджа Валентина прекратила притворную дружбу с Гарбо, заявив, что больше никогда не желает видеть "эту женщину". 

Но на протяжении почти 25 лет женщины продолжали жить в одном доме, избегая встреч друг с другом.

После ухода Гарбо из кино в прессе периодически появлялись сообщения о ее возвращении на экраны. Например, в ноябре 1948 года немецкий журнал Spiegel писал, что Гарбо готовится к новой роли – писательницы Жорж Санд, а в марте 1949 года сообщал о ее планах на совместную работу с Жаном Кокто. Но все эти проекты, так или иначе, провалились.

***

Грета Гарбо умерла 15 апреля 1990 года в Нью-Йорке в возрасте 84 лет.

В последние годы она вела уединенный, аскетичный образ жизни. Она прогуливалась по улицам Нью-Йорка в простом пальто, шляпе надвинутой на глаза и в обуви почти без каблука. Мало кто узнавал ее в этом виде, а если и узнавал, она сама старательно избегала встреч с такими людьми.

isachev@narod.ru

Hosted by uCoz