О художнике Галерея Публикации Контакты Новости |
События 2011 года в культуре: стройки, Караваджо и ПоттерВ 2011 году будет много новостей с культурных строек: Большой театр откроется, Политехнический музей, наоборот, приготовится закрываться, а вторая сцена Мариинки, как водится, породит несколько скандалов и пару-тройку новых тендеров, в то время как в концертном зале той же Мариинки пройдет половина конкурса Чайковского. У художников в программе - две биеннале, московская и венецианская, у музейщиков - продолжение прений с церковью, у кинотеатров - траты на обеспечение электронной отчетности, у кинопрокатчиков и зрителей - конец "Гарри Поттера", римейк "Служебного романа" и экранизация Пелевина. В "Олимпийский" привезут "Стену" Роджера Уотерса, а в Эрмитаж и Пушкинский музей - Караваджо в честь Года Италии. И все это будет регулироваться новым законом о культуре, который, возможно, примут в течение года. 1. С триумфом, под колесницей Главная сцена страны, закрывшаяся на ремонт в 2005 году, должна вернуться в строй осенью 2011 года. Первый концерт был обещан в сентябре. Первая балетная премьера - "Спящая красавица" в постановке Григоровича - в октябре, первая новая опера - "Руслан и Людмила" в версии Дмитрия Чернякова - в ноябре, за ней последуют гастроли театра Ла Скала. Знатокам предстоит выяснить, не пострадала ли от реконструкции акустика, профессионалам - опробовать новое покрытие и арьер-сцену, ради которой, собственно, все и затевалось, а всем остальным - вновь привыкнуть к зданию с квадригой без лесов и тихо надеяться, что гигантские тараканы-альбиносы, которых под Большим встречал экс-мэр Москвы Лужков незадолго до своей отставки, останутся благоденствовать в подземной Неглинке и не решат искать себе новое пристанище. 2. Как много нам открытий чудных На октябрь 2011 года было запланировано открытие еще одного знакового театра - второй сцены Мариинки, проект которой прошел эволюцию от футуристического замысла Доминика Перро до скучноватой коробки, предложенной канадским бюро Diamond&Schmidt. Несмотря на то, что здание уже возведено под крышу, его проект отклонен Главгосэкспертизой и будет вновь доработан - объявлено два новых конкурса стоимостью около 170 миллионов рублей. Может статься, что в итоге окажутся верными прогнозы Счетной палаты, согласно которым 10 миллиардов рублей, выделенных на строительство из федерального бюджета, придется как минимум удвоить. Зато с Московской консерваторией пока вроде все идет по плану: ее собираются открыть к началу XIV конкурса им. Чайковского, в июне. К тому моменту она увеличит площади почти вдвое, в том числе - за счет подземного строительства, и, как ожидается, не потеряет в акустике: после реконструкции ее даже планируют взять под специальную охрану. Кроме того, в 2011 году станет известно, как должно выглядеть эталонное научно-техническое собрание. Политехнический музей, получивший при поддержке "Роснано" собственный фонд развития, завершит разработку выставочной концепции под руководством британской компании Event Communications, прежде сумевшей обустроить жизнь для Музея Виктории и Альберта и Кентерберийского собора. Когда британцы вместе с музейщиками решат, что и как следует показывать в обновленном Политехе, объявят архитектурный конкурс. Собственно строительство, на которое отведено четыре года, собираются начать в 2012 году. Самый интригующий сюжет: возможно, в 2011 году станет известно, покажет ли Роман Абрамович свою знаменитую коллекцию современного искусства на острове Новая Голландия в Петербурге. Об этом в иностранной прессе заговорили после того, как ООО "Новая Голландия Девелопмент" - структура абрамовичевской компании Millhouse - выиграло конкурс на реконструкцию острова. Предполагается, что через семь лет там появится общественно-деловой многофункциональный комплекс с выставочными площадями, реализация которого обойдется более чем в 12 миллиардов рублей. Самого проекта, впрочем, общественности пока не предъявляли. Москвичи же узнают, как будет выглядеть музейный квартал вокруг ГМИИ им. Пушкина, на реконструкцию которого Минкультуры собирается выделить 20 миллиардов рублей, а также каким будет и где расположится депозитарий Музеев Московского Кремля. Первоначальное проект, который обозвали турецким хаммамом и таджикским барокко, потерял прописку напротив дома Пашкова, в 2011 году предстоит провести общенациональный архитектурный конкурс и начать строительство заново. Наряду с классическими музеями, возможно, проясниться будущее башни Государственного музея современного искусства (ГМСИ), которую хотели возвести на месте ГЦСИ на Зоологической улице по проекту Михаила Хазанова, да кризис не дал. 3. Да здравствует и до свидания На XIV Международный конкурс имени Чайковского, который пройдет с 14 июня по 2 июля 2011 года, возлагаются огромные надежды: его обязательно нужно сделать ярко и четко, иначе престиж главного музыкального соревнования России в глазах международной общественности будет утерян окончательно. Ради авторитетности конкурса в жюри зачислили мировых звезд - Анну Нетребко, Юрия Башмета, Дениса Мацуева, Давида Герингаса, Елену Образцову, Марио Брунелло, Леонидаса Кавакоса, Анне-Софи Муттер, Кшиштофа Пендерецкого и многих других. Чтобы добавить веса голосу каждому из членов жюри, были отменены фактические председатели и назначены почетные - среди них Ван Клиберн, Пласидо Доминго и, возможно, Галина Вишневская. Но главной звездой стал председатель оргкомитета маэстро Валерий Гергиев, авторитет которого автоматически укрепил репутацию главного музыкального смотра страны. Худрук Мариинки, имеющий десятки контрактов по всему миру и привыкший находиться в двух-трех местах почти одновременно, перенес половину конкурса в свой родной Петербург, на случай, если Большой зал Консерватории не успеют отремонтировать в срок. Ректор Консерватории Соколов пообещал сдать зал с опережением, но две из четырех дисциплин конкурса - скрипка и вокал - все равно остались в Мариинке. Так, на всякий пожарный. 4. Учет и контроль за ваш счет В 2011 году должен, наконец, заработать в полную силу так называемый единый билет - единая федеральная система сведений обо всех билетах, проданных на все киносеансы страны. Таким образом, владельцы залов лишатся возможности утаивать выручку от прокатчиков (да еще сами должны будут заплатить за установку оборудования), а прокатчики смогут получать информацию о сборах той или иной картины фактически в режиме реального времени - как в Америке. Первоначально предполагалось, что единый электронный билет введут уже с 1 мая 2010 года, однако премьер-министр РФ Владимир Путин подписал соответствующее постановление лишь в октябре 2010-го - и никаких сроков в нем по-прежнему не указано. 5. Мир после Поттера Первая книга о Гарри Поттере появилась в 1997 году, первый фильм - в 2001-м. С тех пор выросло и заматерело не одно поколение зрителей и критиков; исполнители главных ролей в семичастной эпопее успели вытянуться, подурнеть, разбогатеть, расцвести и стать завсегдатаями первых полос - настолько привычными, что даже не понятно, как мы будем жить после июля 2011 года, когда поттериана окончательно завершится. По всей видимости, студии Warner Bros придется развести Джоан Роулинг на новый сценарий. А пока бывшая мать-одиночка, ныне красавица и миллионерша будет думать, публике придется довольствоваться другими франшизами: на носу - новый "Человек-паук" и новый "Бэтмен", четвертая "Миссия: невыполнима" и четвертые же "Пираты Карибского моря". А также - для сугубо местного рынка - обещанная еще три года назад экранизация пелевинского романа "Generation П", римейк "Служебного романа" и разрушение Кремля с храмом Христа Спасителя в "Фантоме" - первом голливудском 3D-апокалипсисе, снятом в Москве. 6. Последний передел После принятия закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения" многие музеи, архивы и библиотеки будут вынуждены паковать чемоданы и съезжать из храмов, переданных после революции учреждениям культуры. Весь год музейщики беспокоились, что уезжать им придется в никуда, оставив позади записанные в экспонаты иконы и церковную утварь. Депутаты их успокоили: закон касается только недвижимости и музейный, архивный и библиотечный фонд никак не затрагивает; более того, выселенным культурным организациям в обязательном порядке должна предоставляться равноценная площадь. Но за чей счет - федеральный, региональный или же церковный - это должно происходить, нигде четко не сказано. Список особо ценных памятников, которые никому не могут передаваться, как ни просили музейщики, пока не составлен. Поэтому за выселенным из Новодевичьего монастыря филиалом Государственного исторического музея могут последовать другие памятники из списка ЮНЕСКО - например, церковь Вознесения в Коломенском, расположенная на территории музея-заповедника "Коломенское", ансамбль Ферапонтова монастыря и сооружения на территории Троице-Сергиевой Лавры, а также Рязанский и Ростовский кремль. 7. Россия там - Россия тут Проекты, связанные с современным российским искусством, продолжают набирать обороты. Курировать московскую арт-биеннале, которая откроется в конце сентября, приглашен знаменитый венский акционист Петер Вайбель; отреставрированный павильон России на Венецианской биеннале, которая в честь 150-летия итальянского единства охватит почти весь север страны, займет Андрей Монастырский с группой "КД", а куратором всей затеи назначен интернациональный теоретик Борис Гройс; в начале сентября отряд российских галерейщиков десантируется на крупнейшей ярмарке ARCO в Мадриде. Раньше современное отечественное искусство на международном арт-рынке представляло максимум три галереи; теперь ARCO пошла нам навстречу и придумала для России специальный проект, рассчитанный уже на 10 галерей плюс некоммерческие проекты от государственных институций. Участие в прочих международных проектах также продолжает заботить государство и общество: 16 января выяснится, не получит ли вдруг "Край" Алексея Учителя голливудскую премию "Золотой глобус"; он же, кстати, номинирован на "Оскар" за лучшую иностранную картину - хотя тут шансы, прямо скажем, скромные. На "Евровидении" их и вовсе почти нет, но наше участие в этом смотре поп-чудачеств, как всегда, будет освещаться в героических тонах (кто знает - вдруг у чудесных "Бурановских бабушек", уступивших в прошлом году Петру Наличу, появится второй шанс?). Во внутренней культурной кухне грядет передел в литературе, театре и кино. Русскому "Букеру" предстоит переосмыслить свои взгляды на жизнь после окончания контракта с генеральным спонсором (BP) и скандального решения жюри, вручившего премию ретро-порно-лингвистическому изысканию Елены Колядиной "Цветочный крест"; московские киноманы выяснят, какой из осенних артхаусных фестивалей - "Завтра/2morrow" или "2-in-1" - получит право на жизнь; питерские балетоманы оценят усилия знаменитого испанского хореографа Начо Дуато на посту худрука балетной труппы Михайловского театра. В числе прочих запрограммированных событий - театральный фестиваль имени Чехова, который в 2011-м отметит 10-летний юбилей и по такому случаю привезет в Москву лучшие хиты своих фаворитов - Деклана Доннеллана, Робера Лепажа и Мэтью Боурна, а заодно три одноактных балета американского классика современного танца Мерса Каннингема и постановку Энди Уорхола. 8. Еще один кирпич в "стене" Бас-гитарист легендарной английской группы Pink Floyd Роджер Уотерс наконец-то доедет до России со своим шоу The Wall ("Стена"), посвященным 30-летию записи и выхода в свет одноименного культового альбома. Представление пройдет 23 апреля, в "Олимпийском", в рамках грандиозного мирового турне. Между прочим, в том же "Олимпийском" Pink Floyd - без Уотерса - впервые выступал в России в 1989 году - за несколько месяцев до падения берлинской стены, благодаря которому шоу The Wall превратилось в одну из самых знаменитых акций в истории мирового рока. Сам Уотерс уверяет, что пластинка изначально не имела никакого политического подтекста - ее основной темой было отчуждение героя от остального мира. Однако по прошествии 30 лет музыкант признал, что созданный им альбом приобрел более широкий смысл, что и отразится на шоу. 9. Ты знаешь край В 2010 году половина театральных и музыкальных афиш имела какое-то отношение к Франции. В 2011-м нам предстоит год перекрестного опыления одновременно с Италией и с Испанией. Итальянская программа, пусть толком и не объявленная, обещает быть шире: там будут, как минимум, гастроли Ла Скалы в Большом театре и ретроспектива Караваджо в ГМИИ им. Пушкина, а затем в Эрмитаже. Есть шанс, что успех этой выставки повторит или побьет рекорды привезенного в честь года Франции Пикассо: по крайней мере, в Риме, где проект впервые опробовали на зрителях, ажиотаж был такой, что последние два дня перед закрытием выставка работала круглосуточно. Есть шанс, что покажут современное итальянское кино, которого у нас, увы, почти не знают, а наши фильмы в качестве алаверды возьмут на Венецианский фестиваль (благо, его программный директор Марко Мюллер всегда питал к нашим режиссерам слабость). Испанская часть должна состоять из шедевров музея "Прадо" в Эрмитаже, Сальвадора Дали в ГМИИ им. Пушкина и множества балетных гастролей. 10. В полном праве Самое удивительное, что все эти увлекательные истории почти не отражаются в законодательстве: культурная политика у нас до сих пор регулируется законом, принятым в 1992 году - "залатанным сюртуком", выражаясь словами замминистра культуры Андрея Бусыгина. В 2011 году предстоит принять новый закон о культуре, а заодно обеспечить меценатам законное право на налоговые льготы, каким они пользуются в цивилизованном мире.
|