ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

ЦВЕТ (англ. colour, франц. соu-leur, нем. Farbe) — свойство света вызывать определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. В узком смысле слова цвет — это цветовой тон (синий, зеленый, красный и т. д.), который наряду со светосилой, насыщенностью и яркостью определяет отличительные особенности и основные свойства данного цветового оттенка.

В широком смысле под цветом понимается вся совокупность градаций, взаимодействия, смешения, изменчивости тонов и оттенков. Цвет обладает огромной силой эмоционального воздействия, способного вызвать у зрителя сложную гамму чувств и настроений при восприятии им художественного произведения. На протяжении всей своей истории человечество выработало целую систему ассоциаций, связанных с тем или иным цветом, имеющих особое символическое значение.

Использование цвета в живописи опирается на цветовое богатство в природе, но в силу несовершенства используемых художником средств имеет ряд ограничений. Чтобы их преодолеть, в искусстве разработаны основные принципы создания колорита, которые помогают отобрать нужные тона и оттенки для образования соответствующей красочной гаммы.

В истории живописи известно несколько систем применения и трактовки цвета. Одна из них основана на локальном цвете, воспроизводящем цвет предмета в натуре или его символическое значение. При этом сопоставление различных цветов образует удивительные по выразительности декоративные сочетания.

В основе другой системы лежит создание колористической аналогии реального мира при помощи наложения красочных слоев друг на друга, их просвечивания, использования системы тональностей, контрастов, нюансов, цветных теней и бликов, рефлексов, валёров, позволяющих придать форме объем и определить ее место в пространстве, удаление от зрителя, воздействие на изображаемый предмет света и различных атмосферных условий.

В XIX-XX вв. происходит постепенный отказ от локального и неизменяющегося цвета в пользу динамичного, раздробленного на основные цвета спектра.

В дальнейшем наблюдается переход к условному цвету, к его метафизическому значению, к цветовой экспрессии, служащей художнику средством самовыражения, а также цветовому конструированию мира и его форм с помощью контрастных холодных и теплых тонов и других средств, возникающих в процессе развития живописи.

Цвет. Э. Мане. «Канале Гранде в Венеции». 1875 г.

Hosted by uCoz