ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

ДЕРЕН Андре (1880-1954) — французский живописец, скульптор, книжный иллюстратор, гравер, один из основателей фовизма.

Живописью начал заниматься в Шату в 1895 г. под руководством местного художника. Учился в Париже в академии Карьера (1898-1900), где познакомился с А. Матиссом, Ж. Пюи и А. Марке. А. Дерен был большим поклонником творчества В. Ван Гога и П. Сезанна, восхищался экспрессивностью цвета на полотнах П. Гогена. В 1900 г. сблизился с М. Вламинком, работая с ним над пейзажами в окрестностях Шату, которые несли на себе явный отпечаток фовизма.

Пейзажи, написанные Дереном в 1900-х гг., отмечены экзальтацией цвета, буквально растворяющего очертания реально существующих предметов («Порт в Гавре», 1905-1906; «Дорога среди гор», 1907 — оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Виноградники весной», ок. 1906, Художественный музей, Базель).

В лондонских пейзажах этого периода преобладающими являются мощные созвучия синих и зеленых тонов («Темза», Городской музей, Амстердам; «Вестминстерский мост», частное собрание).

В 1907 г. Дерен знакомится с П. Пикассо и с художниками из его окружения, что в значительной степени повлияло на его живописную манеру. В лаконичных формах и в сдержанной палитре пейзажей и натюрмортов ясно проглядывает отпечаток творчества П. Сезанна и раннего кубизма («Монтрёйсюр-Мер. Гавань», 1910; «Роща», ок. 1912 — обе в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Старый мост в Канне», 1910, Национальная галерея, Вашингтон; «Натюрморт на столе», 1910, Национальный музей современного искусства, Париж; «Гавань в Провансе», 1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В портретах и сюжетных композициях с человеческими фигурами слышны отголоски старых европейских мастеров и наивного искусства («Тайная вечеря», 1913, Художественный институт, Чикаго; Люси Канвейлер», 1913, Национальный музей современного искусства, Париж; «Субботний день», 1911-1914, ГМИИ, Москва; «Девушка в черном», 1914, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Девушка», 1914, Музей Пикассо, Париж).

«Две шлюпки». 1906 г.

«Гавань в Провансе». 1912 г.

В 1914-1918 гг. А. Дерен воевал на фронтах первой мировой войны, а после ее окончания сотрудничал с балетной труппой С. П. Дягилева. В 1921 г. посетил Рим. В 1920-х гг. А. Дерен становится одним из ведущих художников-неоклассицистов. Он создает картины, на которых плавные изгибы фигур танцовщиц, персонажей комедии дель арте, обнаженных очерчены четкими и ясными линиями, а пластичные объемы выстраиваются в хорошо продуманные композиции («Обнаженная с кошкой», 1923. частное собрание; «Обнаженная с кувшином», 1923-1924, Музей Оранжери, Париж; «Пьеро и Арлекин», 1924. частное собрание, Париж). Дерен постоянно совершенствовал свое искусство, копируя росписи Помпеи, полотна мастеров кватроченто, болонских академиков, Караваджо, К. Коро, О. Ренуара и постигая особенности их стиля, которые затем с успехом применял на практике («Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935, Собрание П. Леви, Франция; «Натюрморт», 1939, Галерея П. Матисса, Нью-Йорк; «Мрачный пейзаж», ок. 1950, Собрание П. Леви, Франция).

Hosted by uCoz