ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

СЕРА Жорж (1859-1891) — французский живописец, график, один из основоположников неоимпрессионизма.

Родился в состоятельной мелкобуржуазной семье. Учился в Муниципальной школе рисунка (с 1875) и в Школе изящных искусств в мастерской А. Лемана, ученика Ж. Д. Энгра (1878-1879). На формирование творческого метода Ж. Сера оказало влияние искусство Э. Делакруа, К. Коро, Т. Кутюра, П. Пюви де Ша ванна, а также К. Моне и К. Писсарро. Ранние работы Ж. Сера написаны в импрессионистической манере, они наполнены светом и воздухом, мерцанием разноцветных бликов («Рыбаки на берегу Сены», 1883, частное собрание, Труа).

В историю живописи Ж. Сера вошел как один из создателей нового художественного метода, основанного на законах спектрального анализа. Сера отказался от смешения красок и использовал точечные мазки чистого цвета, располагая их рядом друг с другом. В глазах зрителя, находящегося на некотором расстоянии от картины, мазки сливались, образуя яркое красочное полотно. С оптической точки зрения Ж. Сера изучил возможности красок для создания более темных или более светлых оттенков. Причем главным в его экспериментах было не соответствие полученной гаммы естественным краскам природы, а достигаемый их игрой особый декоративный эффект («Остров Гранд-Жатт», 1884, частное собрание, Нью-Йорк; «Сена в Курбевуа», 1885. частное собрание, Париж; «В Онфлёре», 1886, Национальная галерея, Прага).

"Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт". 1884-1886 гг.

Одним из основных произведений Ж. Сера считается «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» (1884-1886. Художественный институт, Чикаго), созданию которого предшествовало написание множества подготовительных работ, в которых художник пытался разрешить проблему взаимодействия человеческих фигур в световоздушной среде. Следуя своей теории, художник делит полотно на две зоны: освещенную, написанную теплыми чистыми красками, и затененную, с преобладанием холодных чистых тонов. В целом картина передает ощущение сонной атмосферы летнего дня.

В 1880-1890-х гг. склонность Сера к локальному декоризму усиливается («Парад», 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Натурщицы», 1888, Старая пинакотека, Мюнхен; «Воскресенье в Портан-Бессен», 1888, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; «Портан-Бессен во время прилива», 1888, Нациоальный музей современного искусства, Париж; «Цирк», 1890-1891, Музей импрессионизма, Париж). В своих работах он делает попытку возродить принципы декоративно-монументальной композиции, стремясь преодолеть фрагментарность композиции, свойственную импрессионистам.

"Воскресенье в Портан-Бессен". 1888 г.

• Литература:

Жорж Сера. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. М., 1976.

Перрюшо А. Жизнь Сера. Пер. с франц. М., 1992.

Hosted by uCoz