ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

ХОДЛЕР Фердинанд (1853-1918) — швейцарский живописец и график.

Учился в Женеве у Б. Менна, в Париже сблизился с символистами. В 1879 г. побывал в Испании, где изучал живопись старых мастеров. Писал пейзажи, портреты, картины символического и аллегорического содержания, сцены из жизни простых швейцарцев.

В колорите ранних работ Ф. Ходлера на современные бытовые темы еще сильно влияние традиции («Часовщики в Мадриде», 1879, Художественный музей, Люцерн; «Молитва в Кантоне Берн», 1881, Художественный музей, Берн). Четко очерченный темный контур фигур на реалистических «портретахтипах» свидетельствует о влиянии живописи Г. Гольбейна («Школьник», 1875, Художественный музей, Базель; «Философствующий рабочий», 1884, Музей искусства и истории, Женева; «Утомленные жизнью», 1887, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Изображая модели, как правило, в интерьере, Ф. Ходлер приближает портретный жанр к бытовым сценам («Сапожник Ф. Нуком», 1878, Собрание О. Рейнхардта, Винтертур; «Мать и дитя», 1888, Германский национальный музей, Нюрнберг).

В середине 1880-х гг. художник резко отходит от современных тем, обращается к символическим и аллегорическим сюжетам. Резко меняется и его живописная манера: основное внимание теперь уделяется цвету и декоративно-плоскостному построению композиции («Ночь», 1890; «Эвритмия», 1895; «День», 1899 — все в Художественном музее, Берн; «Весна», 1901, Музей К. Э. Остхауза, Ха ген; «Истина», 1903, Кунстхалле, Цюрих). В это время Ходлер выдвинул теорию параллелизма, по которой ритмические повторения контура в виде почти параллельных линий приводят к идеальной гармонии в изображении формы.

В 1900-1910-х гг. Ф. Ходлер создает целый ряд пейзажей с видами заснеженных альпийских вершин, живописных окрестностей швейцарских озер и бурных потоков горных рек («Эйгре, Менх и Юнгфрау при лунном освещении», 1908, Галерея Мооса, Женева; «Дубы в Штокгорне в Бернском кантоне», ГМИИ, Москва; «Юнгфрау», 1911, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур; «Вид на Монблан с Женевского озера», 1918, Музей искусства и истории, Женева). Мощная динамика цвета и выразительный энергичный мазок, используемый при этом художником, предвосхитили появление экспрессионизма. Исследования Ходлера в области оптического смешения цветов и изменения цвета под воздействием света, а также новые приемы плоскостного письма нашли выражение в серии портретов современников, в основе которых лежали большие цветовые плоскости, очерченные темным выразительным контуром («Профессор Г. Сали», 1904, частное собрание, Берн; «Е. Шмидт-Мюллер», 1915, частное собрание, Золотурн; «А. Лашеналь», 1916, Музей искусства и истории, Женева).

«День». 1900г.

«Озеро Тан». 1905 г.

• Литература:

Варшавский Л. Р. Фердинанд Ходлер. М., 1980.

Hosted by uCoz