ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

СЕЗАНН

Поль (1839-1906) — французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.

Учился в Эксан-Провансе в Муниципальной школе рисования (1858-1860), посещал академию Сюиса в Париже.

Ранний период творчества П. Сезанна принято условно называть романтическим или барочным (I860— 1872). В эти годы художник получает первые уроки живописи сначала у Ж. Жибера в Школе изящных искусств при музее своего родного города Экса, а затем самостоятельно работает в Париже, где посещает академию Сюиса. В кафе Гербуа встречается со своими сверстниками: К. Моне, К. Писсарро, О. Ренуаром, А. Гийоменом. Живопись П. Сезанна тех лет резко отличается от всего того, чем занимались его единомышленники. Так, в отличие от К. Моне, интерес которого был полностью сосредоточен на непосредственном зрительном восприятии природы, П. Сезанн создает свой фантастический мир и пытается выразить в нем всю гамму человеческих страстей.

"Гора св. Виктории". 1900 г.

Живя с постоянным ощущением сложности окружающего мира, П. Сезанн не мог оставаться в рамках простой созерцательности и правдивого отображения увиденного. Он всегда стремился акцентировать внимание зрителя на том, что для него было главным в картине. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием, использовал насыщенные темные краски, положенные большими массами («В комнатах», 1860-е гг., ГМИИ, Москва). К концу 1860-х гг. живописная манера П. Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и строгости композиции («Девушка у пианино», или «Увертюра к «Тангейзеру», 1867-1869, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

"Купальщики". 1890-1892 гг.

Для импрессионистического периода (1872-1879) характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма. Основным жанром для Сезанна становится пейзаж, а единственным объектом наблюдения — природа. В 1872-1873 гг. он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К. Писсарро. Очень часто художники работают над одним и тем же мотивом, используя при этом разные выразительные средства («Дорога в Понтуазе», ок. 1876, ГМИИ, Москва). В Овере Сезанн начинает писать натюрморты с цветами, что помогает ему острее почувствовать окружающую его природу. Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую цветовую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов («Букет цветов в вазе», 1873—1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Так называемый конструктивный период творчества П. Сезанна (1879-1888) совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции («Фрукты», 1879-1882, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная П. Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций («Пьеро и Арлекин», 1888, ГМИИ, Москва; «Мост на Марне в Крейтеле», 1888, ГМИИ, Москва).

СЕЗАНН
   Начало страницы
   Назад    1    2    Вперед
   Главная
Hosted by uCoz