ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

КОНСТЕБЛ Джон (1776-1837) — выдающийся английский пейзажист, оказавший влияние на формирование импрессионистического направления в Англии.

Родился в семье мельника. Учился в Королевской Академии (с 1799), но формирование живописной манеры происходило в основном самостоятельно под влиянием творчества К. Лоррена, Р. Уилсона и Т. Гейнсборо. Работал в Лондоне и Суффолке. Все свои пейзажи, начиная с самых ранних, пишет под впечатлением от непосредственного наблюдения за природой. Основным мотивом его творчества было изображение английских ландшафтов, в которых он стремился отразить свое отношение к родной земле. В 1810-х гг. пишет несколько великолепных пейзажей с рекой Стур, видами городка Солсбери, моря в Брайтоне и др. («Мельница в Флэтфорде», 1817, Галерея Тейт, Лондон). В каждой картине отражено особое, присущее только ей одной настроение, конкретная местность, но в целом они представляют типичные черты английской природы: переменчивую погоду, пропитанный влагой воздух, могучий ветер, дующий с океана и гонящий по небу облака.

Композиция некоторых его картин отличается особой величавостью и некоторой приверженностью традициям. Таковы, например, «Собор в Солсбери из сада епископа» (1823, Музей Виктории и Альберта, Лондон) и «Хлебное поле» (1826, Национальная галерея, Лондон). Последняя картина, праздничная и солнечная, была особенно дорога сердцу художника, который считал, что труд на лоне природы должен всегда приносить человеку радость.

Большое значение придавал Дж. Констебл небольшим по размеру, написанным в свободной манере пейзажам, напоминающим этюды с натуры («Хижина среди хлебного поля», ок. 1832, Музей Виктории и Альберта, Лондон; «Вид на Хайгет с Хэмптедских холмов», ок. 1834, ГМИИ, Москва). Основное их предназначение он видел в запечатлении отдельных конкретных предметов и явлений, которые в своей совокупности способствовали целостной передаче общего состояния природы.

«Пляж в Брайтоне и угольщики». 1824 г.

Этюды помогали Дж. Констеблу изображать смену этих состояний, наполняя его произведения динамикой и придавая им драматическую окраску (этюды «Морской берег. Бурная погода», 1827, Королевская Академия, Лондон; «Пруд возле Бранч-Хил, Хемпстед», ок. 1821-1827; «Вид с Хемпстеда в восточном направлении», 1823; «Пляж в Брайтоне и угольщики», 1824 — все в Музее Виктории и Альберта, Лондон).

Объектом его пристального внимания было небо, этюды с его изображением он называл специальным словом — «скайинг» ( от англ. sky — небо). В описании природы он передавал удивительные по своей редкостной свежести оттенки, впечатляющие контрасты света и тени и выразительную пластику движений.

В 1820-х гг. Дж. Констебл создает свои лучшие работы, большие, по его выражению, «шестифутовые» картины, предваряя их написанием аналогичных по размеру эскизов (эскизы к картине «Телега для сена», 1821, Национальная галерея, Лондон).

Выбранная им монументальная форма как нельзя лучше соответствует величественному, подчас героическому, содержанию большинства из них («Вид на собор в Солсбери с реки», ок. 1827-1829, Национальная галерея, Лондон).

При жизни Дж. Констебл не получил признания своих соотечественников, впервые его работы были по достоинству оценены во Франции, где в 1824 г. в Салоне были выставлены три его картины, одна из которых — «Телега для сена».

Большое влияние творчество Дж. Констебла оказало на молодых французских художников, будущих импрессионистов, которые восхищались его мастерством в изображении неба с освещенными облаками, умением передавать переменчивые состояния природы и использованием тонкой системы валёрных отношений.

"Телега для сена". 1821 г.

• Литература:

Лесли Ч. Р. Жизнь Д. Констебля, эсквайра. Пер. с англ. М., 1964.

Чегодаев А. Д. Джон Констебль. М., 1968.

Hosted by uCoz