ИМПРЕССИОНИЗМ


Главная

Предисловие

Список сокращений и аббревиатур
Борис-Мусатов Виктор Эльпидифорович
Ван Гог Винсент
Вламинк Морис де
Гейнсборо Томас
Гоген Поль
Грабарь Игорь Эммануилович
Дега Эдгар Илер Жермен
Делакруа Фердинар Виктор Эжен
Делоне Робер Виктор Феликс
Дени Морис
Дерен Андре
Добиньи Шарль Франсуа
Дюфи Рауль
Иванов Александр Андреевич
Иванов Сергей Васильевич
Констебл Джон
Коро Жан-Батист Камиль
Коровин Константин Алексеевич
Кузнецов Павел Варфоломеевич
Курбе Гюстав
ЛейбльВильгельм
Мане Эдуар
Марк Франц Мориц Вильхельм
Марке Альбер
Матисс Анри Эмиль Бенуа
Модильяни Амедео
Моне Клод Оскар
Моранди Джорджо
Пикассо Пабло
Писсарро Камиль
Пюви де Шаванн Пьер Сесиль
Редон Одилон
Ренуар Пьер Огюст

методическое пособие

БОРИСОВ-МУСАТОВ

В конце 1890-х гг. художника охватывает «ностальгия конца века», которую пережили многие русские и зарубежные художники, писатели, поэты и музыканты. Желание вырваться из затхлого мира пошлости приводит Борисова-Мусатова к созданию совершенно особого живописного мира, сочетающего в себе реальные и вымышленные образы. С этой точки зрения «Автопортрет с сестрой» (1898, Русский музей, Санкт-Петербург) является программным произведением, в котором художник впервые соединяет две тенденции: передачу портретного сходства и материальности предметов, с одной стороны, и воплощение с помощью условно-декоративных форм придуманного мира поэзии — с другой. Чистая и прозрачная грустная мелодия этой картины и следующего за ней «Осеннего мотива» (1899, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева) станет лейтмотивом всего творчества В. Э. Борисова-Мусатова.

"Мальчик с собакой". 1895 г.

На его, полотнах запечатлены элегические воспоминания об ушедшем, но не о какой-либо конкретной эпохе, а о выдуманном прекрасном прошлом, дающем простор творческой фантазии (этюд «Две дамы», 1899-1900, Русский музей, Санкт-Петербург; «Осенний мотив», 1901, Киевский музей русского искусства; «Гобелен», 1901; «Изумрудное ожерелье», 1903-1904; «Реквием», 1905 — все в Третьяковской галерее, Москва).

Художник отказывается от техники масляной живописи и начинает работать темперой, матовая поверх ность которой наиболее соответствует общему строю декоротивных композиций ("За вышиванием " , 1901; «На террасе», 1903; «Прогулка на закате», 1903 — все в Русском музее, Санкт-Петербург).

Раздельные импрессионистические мазки укрупняются, приобретая тем самым ритмическую выразительность, и в сочетании с плетением незакрашенного холста образуют на его поверхности необычайно интересную и богатую фактуру («В парке», 1901-1903, Государственный художественный музей Белоруссии, Минск; «Призраки», 1903; «Женщина в желтой шали», 1904 — обе в Третьяковской галерее, Москва).

В 1902 г. Борисов-Мусатов создает главную свою картину «Водоем» (1902, Третьяковская галерея, Москва), наполненную щемяще звучащим лирическим чувством, монументально-декоративную и поэтически-реальную одновременно.

Вершины своего пейзажного искусства В. Э. Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. В акварели «На балконе. Таруса», в пастелях «Куст орешника», «Осенняя песня» (1905, все в Третьяковской галерее, Москва) природа словно растворяется в благоговейном чувстве художника.

Простые по композиции, с четко выраженными линейными и красочными ритмами, заполненные прозрачной голубизной и бледным золотом осени, эти картины являются образцами особого вида пейзажа, открытого Борисовым-Мусатовым, — декоративного пленэра.

• Литература:

Станюкович В. К. В. Э. Борисов-Мусатов. СПб., 1906.

Врангель Н. Н. Борисов-Мусатов. СПб., 1910.

Евдокимов И. Борисов-Мусатов. М., 1924. Мочалов Л. В. Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Л., 1976.

Шилов К. Борисов-Мусатов. М., 1985.

Дунаев М. В. Э. Борисов-Мусатов. М., 1993.

БОРИСОВ-МУСАТОВ

   Начало страницы
   Назад    1    2    Вперед
   Главная
Hosted by uCoz