ЦОРН
Так лее, как импрессионисты, А. Цорн большое внимание уделяет
проблеме света и изменению цвета под воздействием световоздушной среды. Но в
отличие от них изображаемые А. Цорном предметы никогда не теряют свою материальность
и объемность. Главное в его художественной манере — это непосредственное впечатление,
которое делает его картины жизнеутверждающими, ликующими и убеждающими («Сидящая
девушка», 1902, Национальный музей, Стокгольм).
А. Цорн был прекрасным портретистом. Для характеристики своих
персонажей он использует серебристо-серую гамму, сводя ее порой до простого
противопоставления теплых и холодных оттенков. Опираясь на непосредственное
впечатление, он с удивительным правдоподобием лепит лицо и руки, не обращая
внимания на остальное (портрет французского артиста Коклена, 1889, Собрание
Торстена Лаурина, Стокгольм, портрет С. И. Сасонтова, 1896, ГМИИ, Москва). Следуя
за Э. Мане и Э. Дега, он часто изображает свои модели в интерьере («А. Пруст»,
1888, частное собрание; «Ж. Б. Форе», 1891, Художественная галерея, Карлштадт;
«М. Либерман», 1891, Музей Цорна, Мура). Удивительной жизненной энергией проникнуты
портреты простых соотечественников художника («Мона», 1898; «Маргит», 1898 —
оба в Музее Цорна, Мура; «Хине Андерс», 1904, Национальный музей, Стокгольм).
Некоторые портреты напоминают полотна старых мастеров: Веласкеса, Халса и Рембрандта
(«Автопортрет в волчьей шубе», 1915, Музей Цорна, Мура).
"Автопортрет в волчей шубе". 1915 г.
Работы конца 1890-х 1900-х гг. изысканными сочетаниями черного
и белого, а также черного и желтого цветов, изящной выразительностью поз вызывают
в памяти картины Сарджента. А их вертикальная удлиненная форма говорит о влиянии
салонной живописи конца XIX в. («Миссис Вальтер Бэкон», 1897, Метрополитен-музей,
Нью-Йорк; «И. Стюарт-Гарднер», 1894, Музей изящных искусств, Бостон; «Марта
Дана», 1899, Музей изящных искусств, Бостон).
• Литература:
Андерс Цорн и его современники. Каталог выставки. Л., 1981.
|