Художник все чаще обращается к теме русской деревни, но звучание
его русских пейзажей не достигает той силы, которая свойственна предыдущим работам.
Он часто повторяет одни и те же мотивы, найденные им в ранний период творчества
— лошадь у дома, задворки, овины, сараи, мостики и т. д. («Двор», 1900; «Сарай»,
1900 — обе в Третьяковской галерее, Москва). В 1900-1910-е гг. усиливается декоративизм
деревенских пейзажей К. А. Коровина («Вид поселка. Кемь», 1905, Саратовский
государственный художественный музей им. А. Н. Радищева).
В 1900-е гг. появляются лучшие портреты К. А. Коровина, лишенные
яркой психологической характеристики, но тонко передающие духовное начало изображаемого
человека через мгновенное впечатление от жеста или движения модели («Портрет
Н. Д. Чичагова», 1902; «Портрет И. А. Морозова», 1903; «Натюрморт с портретом
Перцевой, 1916 — все в Третьяковской галерее, Москва).
Виртуозное владение кистью и любование чувственной красотой
мира нарастает в творчестве К. А. Коровина, что приводит к созданию живописнейших
полотен с изображениями природы, в которых проявляется поистине языческое преклонение
художника перед природой.
«Рыбы, вино и фрукты». 1916 г.
Особенно выделяются пейзажи Крыма и юга Франции, при написании
которых были использованы некоторые приемы художественной манеры постимпрессионистов:
почти одинаковые короткие мазки трех основных оттенков — зеленого, голубого
и сиренево-розового — образуют динамическую фактуру с плавно перетекающими друг
в друга цветовыми зонами в картине «На юге Франции» (1908, Третьяковская галерея,
Москва), праздничным ликованием наполнена сине-оранжевая гамма красок крымских
пейзажей, видов Ялты и Гурзуфа («Гурзуф», 1914, Третьяковская галерея, Москва).
Настоящим гимном жизни звучат выполненные в декоративно-импрессионистическом
духе натюрморты К. А. Коровина, отмеченные буйством форм и красок, живописной
композиционной импровизацией с красивыми предметами, среди которых особенно
выделяются пышные букеты цветов и рыбы («Розы», 1911; «Розы и фиалки», 1912;
«Розы в голубых кувшинах», 1917; «Рыбы», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
В 1923 г. К. А. Коровин навсегда покидает родину и последние
15 лет жизни проводит во Франции, работая для театра и создавая живописные полотна
на старые темы.
Литература:
К. А. Коровин. 1861-1939. К 100-летию со дня рождения. Каталог
выставки. М., 1961.
Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы.
Воспоминания. М., 1963.
Коган Д. Константин Коровин. М., 1964.
Власова Р. И. Константин Коровин. Творчество. Л., 1970.
Константин Коровин вспоминает... М., 1990. Гусарова А. П.
Константин Коровин: путь художника. М., 1990.